Расследованием аварии на Саяно-Шушенской ГЭС займется парламентская комиссия.
Как сообщил вчера после заседания Совета палаты председатель Госдумы Борис Грызлов, в комиссию по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС войдут восемь депутатов Госдумы - по два от каждой фракции и восемь членов Совета Федерации. По мнению спикера, очень важно, чтобы уровень представительства в этой комиссии был достаточно высоким, а потому фракция "Единая Россия" решила поручить расследование первому заместителю руководителя думских "единороссов" Владимиру Пехтину и главе Комитета Госдумы по энергетике Юрию Липатову. Предполагается, что весь состав комиссии Госдума утвердит на пленарном заседании 16 сентября. И, как нам стало известно, в этот же день будет решено, кто заменит в Национальном банковском совете депутата-"справоросса" Анатолия Аксакова, которого комитет Госдумы по финансовому рынку предложил палате отозвать из НСБ за высказывания о необходимости девальвации рубля, противоречащие финансовой стратегии Центробанка.
А сегодня в центре внимания депутатов новые законодательные инициативы президента. В первом чтении Госдума рассмотрит пакет законопроектов, связанный с созданием Дисциплинарного судебного присутствия - нового органа, уполномоченного принимать окончательный вердикт по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и региональных квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.
В повестке пленарного заседания и первое чтение внесенного в августе президентского законопроекта, благодаря которому сможет омолодиться депутатский корпус местных парламентов. Сейчас во многих регионах правом быть избранными в представительные органы муниципальных образований обладают лишь россияне, достигшие 21 года. Дмитрий Медведев предложил установить на всей территории страны единый возраст политического совершеннолетия - 18 лет, по достижении которого гражданин России не только может избирать, но и имеет шанс стать депутатом районного или городского масштаба. Особенно горячо эту идею поддерживают думские либерал-демократы. Руководителю фракции ЛДПР Игорю Лебедеву не нравится, что "сейчас в этом вопросе порядка нет": в более чем половине субъектов РФ в представительный орган муниципального образования можно избираться с 21 года, в почти трети - с 18, а в одном - с двадцати.
Сегодня народным избранникам предстоит также одно непростое дело: решить, чей закон о торговле лучше - правительственный или депутатский. Оба документа вынесены сегодня на первое чтение палаты. "В правительстве достаточно долго разрабатывался закон о госрегулировании потребительского рынка, несколько лет разрабатывался, - напомнил журналистам историю вопроса председатель Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Борис Грызлов. - Фракция посчитала необходимым вмешаться в этот процесс и за три месяца разработала депутатский вариант этого закона". Появление альтернативы, по мнению спикера, "послужило импульсом, чтобы в кратчайшие сроки завершилась работа над правительственным вариантом законопроекта". "Единороссы" не собираются настаивать на собственном варианте. По словам Грызлова, состоялось очень много совещаний, на которых "сближались позиции". "Эти встречи проводил премьер Владимир Путин, и все помнят, как он посетил один из магазинов, где убедился в том, что наценки на товар превышают сто процентов", - заметил Грызлов, назвав это "недопустимой ситуацией".
Однако профильный комитет дал положительное заключение на оба проекта. Но парламентское большинство сделало свой выбор еще до общего голосования на пленарном заседании. "Единая Россия" отдает свое предпочтение правительственному. Хотя, конечно, депутатов огорчает, что в этом законопроекте не прописано, что государство будет регулировать установление торговых наценок предприятиями торговли. Но зато предусматривается возможность продажи в рознице продовольственных товаров по ценам ниже закупочных - если такие товары продаются под собственной торговой маркой сети или когда истекло более 80 процентов срока хранения товара и еще в некоторых случаях. Кроме того, предполагается, что сети и поставщики не могут создавать друг другу дискриминационных условий или навязывать такие, которые могут как-то ограничить деятельность. Например, нельзя запрещать заключать договоры о поставках этого же товара с другими сетями. Правительственный законопроект определяет, что продуктовые сети с суммарным оборотом более 1 миллиарда рублей, долей рынка более 25 процентов в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов.