Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг только что вернулся из рабочей поездки в Чечню и Ингушетию. Своими наблюдениями он поделился с журналистами.
- Жизнь в Чечне и Ингушетии еще далека от мирной и спокойной, - говорит Хаммарберг. - Терроризм вновь повлиял на настроение людей и общую атмосферу в республиках.
По его мнению, в первую очередь важно внести ясность в дело Натальи Эстемировой, найти и наказать виновных.
- Неясность порождает страх среди неправительственных правозащитных организаций, работающих в регионе, - пояснил он. - Также очень важно, чтобы в Чечне соблюдались права человека. Пока же власть чаще критикует правозащитников, а не пытается наладить с ними диалог.
В Ингушетии, по словам Хаммарберга, ситуация с правами человека несколько лучше.
- Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров создал практически идеальные условия для сотрудничества власти и правозащитников, - рассказывает комиссар по правам человека. - Там работает специальный орган, который обеспечивает координацию действий власти и НКО.
Хаммарберг согласился с Евкуровым и в том, что эффективно бороться с терроризмом можно, если решать социально-экономические проблемы.
- Почти половина трудоспособного населения не имеет работы, - объясняет господин комиссар. - А это делает людей легкой добычей экстремистов, которые ищут единомышленников.
Также Хаммарберг выразил озабоченность по поводу недостаточной дисциплины правоохранительных и силовых структур в регионе, чьи действия иногда ставят под угрозу жизнь мирных людей. В качестве примера он привел случаи, когда в Чечне поджигали дома семей и родственников людей, которые подозреваются в связях с подпольными и террористическими организациями.
- Такого рода самосуд является неприемлемым, - заявил Хаммарберг. - Я рад, что Рамзан Кадыров понимает это, и он пообещал мне, что этому будет положен конец. А пострадавшие получат компенсацию.
Комиссара по правам человека беспокоит, что многие преступления в Чечне и Ингушетии остаются нераскрытыми. Тем не менее он отметил хорошую работу Следственного комитета при прокураторе РФ.
Еще одна проблема, по словам Хаммарберга, которая волнует местное население, - люди, пропавшие без вести во время первой и второй военных кампаний в Чечне. Это около 3000 человек, о которых родственники до сих пор ничего не знают.
Хаммарберг сообщил, что были найдены 64 захоронения, в которых могут быть похоронены некоторые из этих людей. Он обратился к российским властям не затягивать с эксгумацией тел и необходимыми ДНК-экспертизами, чтобы как можно быстрее установить личности этих людей.
- Я являюсь противником терроризма, - сказал Томас Хаммарберг в конце своего выступления. - И когда я говорю, что во время контртеррористических операций необходимо соблюдать права мирного населения, это не значит, что я испытываю какие-то симпатии к террористам.
Он также сообщил, что по итогам поездки будет подготовлен подробный доклад. Предварительный текст будет направлен российским властям, чтобы они могли внести свои замечания и комментарии, только после этого будет напечатан окончательный вариант.
Отвечая на вопрос журналистов о том, какая ситуация с правами человека сложилась в России в целом, Хаммарберг ответил, что нет ни одной страны в мире, где бы ситуация с правами человека была идеальной.
- Россия не единственная страна в Европе, где есть проблемы в этой области, - сказал он.