Этот день чудовищных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне навеки вписан в историю США.
Уроки этой исторической драмы, в одночасье лишившей американцев ощущения национальной безопасности и тем самым опрокинувшей привычную для них картину мира, продолжают переосмысливаться.
Это наглядно видно сейчас, когда демократическая администрация Барака Обамы готовится впервые для себя отметить черный день американского календаря.
Конечно, по сути речь идет о продолжающейся ревизии идеологического наследия прежней республиканской "команды" Джорджа Буша, об очистке понимания американского патриотизма от наиболее одиозных шовинистических наслоений. Но при этом нынешние хозяева Белого дома явно сознают, как опасно бередить рану, нанесенную стране 8 лет назад и едва начавшую затягиваться. В результате вокруг планов, приуроченных к 11 сентября, до самого последнего момента витает некоторая недосказанность.
Администрация Буша начертала эту дату на знамени "крестового похода" против "международного терроризма", прежде всего исламистского фундаментализма и экстремизма. При ней 11 сентября предельно широко отмечалось как День патриота, исполненный не только скорби, но и праведного гнева и жажды мщения. Именно эти чувства лежали в основе войн, развязанных ею не только в Афганистане, но и в Ираке.
День патриота, установленный, между прочим, актом конгресса США, вроде бы никто не отменял. Но при этом о нем... напрочь перестали вспоминать, во всяком случае на федеральном уровне.
Взамен на передний план выдвинулся новый общенациональный День служения и памяти, учрежденный в апреле нынешнего года опять же по закону (имени ныне покойного сенатора Эдварда Кеннеди) и также назначенный на 11 сентября. Ему посвящают пресс-релизы и газетные публикации, на мероприятии в рамках него в Нью-Йорке собирается выступать госсекретарь США Хиллари Клинтон.
Слегка запутавшись, я обратился в пресс-службу Белого дома и услышал, что оба наименования Дня пользуются там признанием, что и должно быть подтверждено - по всей видимости, уже сегодня - президентскими прокламациями. Какое из названий предпочтительнее, в пресс-службе сказать затруднились. Но при этом напомнили, что призывы к общественно полезному служению - один из ключевых тезисов внутриполитических выступлений президента Обамы.
Настаивая на сохранении угроз и своем праве их отражать, Вашингтон вместе с тем признает, что с наиболее серьезными глобальными вызовами ему в одиночку не справиться, что необходимо уметь не только диктовать свою волю, но и слушать других.
Можно добавить также, что, возвращаясь к "подлинным истокам" 11 сентября, администрация Обамы считает теперь основным источником террористических угроз для США боевиков, базирующихся в приграничных районах Афганистана и Пакистана.
Официальное расписание президента США на пятницу пока не распространено. Со слов его пресс-секретаря известно лишь, что Обама собирается посетить Пентагон, встретиться с родственниками погибших там 8 лет назад людей.
Он осмотрит мемориальный парк у стен военного ведомства и выступит с речью об историческом значении трагедии 11 сентября 2001 года.
На местах в США главными инициаторами мемориальных торжеств остаются общественные организации.
Многие из них, особенно ветеранские, по-прежнему предпочитают именовать горькую годовщину Днем патриота. Но наибольшую активность, судя по прессе, проявляют объединения MyGoodDeed ("Майгуддид", т.е. "Мое доброе дело") и ServiceNation ("Сервиснейшн", что можно условно перевести как "Нация на службе общества").
По их призыву, как они утверждают, "тысячи организаций и сотни тысяч активистов" по всей стране выйдут в День служения и памяти на своего рода американские "субботники", точнее, если уж следовать календарю, "пятничники".