С будущего года наша армия станет жить по современным правилам международного гуманитарного права.
В военном ведомстве разработали наставление, которое не только содержит правила солдатского милосердия, но и подсказывает военнослужащим, как применять гуманитарные нормы в мирное время и в боевой обстановке. Идет ли речь о пленных, беженцах, погибших или гражданских людях на поле боя, документ подробно расписывает отношение к ним рядовых и командиров. Отдельные главы посвящены нюансам поведения в форс-мажорной ситуации летчиков и мотострелков, разведчиков и моряков.
Документ постарались сделать "фактурным", но не слишком объемным -там всего около ста страниц. Это действительно современное издание - там нашли отражение новые взгляды на ведение боевых действий и даже учтены перемены в организационно-штатной структуре Вооруженных сил.
Присутствуют в документе и совершенно новые разделы. Например, связанные с контртеррористическими операциями. Казалось бы, о каких гуманитарных нормах можно говорить применительно к отморозкам? Террористы никаких правил милосердия не признают и с одинаковым фанатизмом подрывают армейские колонны и школы с больницами. Однако применять в борьбе с ними похожие методы - значит, уподобиться преступникам. Тем более когда речь идет об операциях в городах и селах. Чтобы выкурить оттуда бандитов, военным часто приходится использовать бронетехнику, артиллерию, авиацию.
- Офицеры должны объяснить солдатам, что те воюют не с населением, а с конкретными бандитами. Их надо уничтожить или пленить, но сделать это так, чтобы законопослушным гражданам был нанесен минимальный ущерб. Вот о чем говорится в нашем документе, - просветил корреспондента "РГ" один из авторов гуманитарного наставления, помощник главкома Сухопутных войск по правовой работе Сергей Кочешев.
У войны свои жесткие законы, и солдаты не всегда понимают, что в без нужды взорванную ими квартиру когда-нибудь вернутся жильцы. И совсем не факт, что они - террористы. Попробуй жить там, где после операции военных обвалились стены и рухнул потолок. Поэтому наставление призывает солдат и офицеров даже в бою оставаться людьми, руководствоваться принципами гуманизма. Чтобы максимально обезопасить гражданское население от пуль и снарядов, военнослужащим предлагают прятать людей в подвалах домов, естественных природных убежищах вроде пещер и оврагов. Если мирный человек все же пострадал - оказать ему первую медицинскую помощью. А коли имеется такая возможность, вывезти людей из-под обстрела, устроить их на ночлег, накормить, дать одежду, подсказать, где поблизости есть представительства гуманитарных организацией типа Международного Красного Креста.
По большому счету, все эти правила распространяются и на военнопленных. Их права подробно расписаны в Женевской конвенции, под которой расписался СССР и которые Россия приняла без оговорок и уточнений. В новом наставлении в сжатом виде перечислены основные пункты документа. Победителя никто не заставляет делить с пленным койку или суточный паек. Но солдатам запрещено издеваться над пленными, пытать и всячески унижать их. На захваченных солдат и офицеров нельзя надевать наручники, зато нужно кормить три раза в день. Причем из обычной походной кухни - пленных на все время пребывания в воинской части положено ставить на котловое довольствие. Более того, командиры даже обязаны оберегать своих пленников. Скажем, если появилась угроза применения отравляющих веществ, обеспечить их противогазами.
-Помощь военнопленным оказывается вне зависимости от национальности, вероисповедания и прочих "личностных" характеристик, - уточнил Сергей Кочешев.
Отдельный раздел наставления - отношение к погибшим. Какого-то специального подразделения, которое собирало бы тела на поле боя, в Российской армии нет. Обычно эту работу самостоятельно организует командир части. В новом документе ее, что называется, разложили по полочкам. Там подробно расписан каждый шаг офицера - как организовать сбор и эвакуацию погибших, какие документы на них оформить, чтобы потом не было путаницы с опознанием, куда отослать личные вещи павших и т.д.
При составлении этих правил военным юристам пригодился опыт Международного Красного Креста, который уже не одно десятилетие помогает обмениваться убитыми, ранеными и пленными. Полковник Кочешев упомянул, что благодаря этой организации на родину, в частности, был возвращен прах нашего летчика, сбитого во время грузино-югоосетинского конфликта. В наставлении по гуманитарному праву Красный Крест назван той структурой, к помощи которой следует прибегать командирам. Что, впрочем, не исключает прямых контактов с противоборствующей стороной.
Были ситуации, когда солдаты и офицеры при выполнении боевой задачи нарушали общепринятые гуманитарные нормы и даже законы. Скажем, убивали гражданских людей. А потом оказывались на скамье подсудимых. Достаточно вспомнить громкое дело капитана ГРУ Ульмана. Новое наставление призвано защитить солдат и офицеров от неоправданного уголовного преследования. Там, в частности, сказано, что если они применили оружие для самообороны или спасения товарищей, то судебное разбирательство им не грозит.
В документе также говорится о соразмерности применения военной силы - принцип разумного выбора оружия также связан с задачей не нанести урон мирному населению. Конечно, в наставлении не указано, какой пушкой или ракетой командир должен выполнить поставленную задачу. Но, скажем так, совет офицеру аккуратнее выбирать арсенал имеется.
- Наставление по международному гуманитарному праву должно быть помощником командира, а не сборником того, что офицеру или солдату разрешено и запрещено делать в бою. Эти нюансы расписаны в боевом уставе, - заметил Сергей Кочешев.
Новый документ сейчас проходит апробацию в Сибирском военном округе. По решению министра обороны Анатолия Сердюкова в окончательном виде его примут в начале 2010 года.
Досье "РГ"
Новое наставление - далеко не первый и не единственный военно-гуманитарный документ в нашей истории. Еще в 1868 году была принята Санкт-Петербургская декларация, запрещающая применение разрывных пуль. В советский период мы присоединились к Женевской и Гаагской конвенциям. А "чисто" военное гуманитарное наставление впервые в России издали в 2001 году. Этот документ стал обязательным для изучения в армейских вузах.