ФАС России готовит новые поправки к антимонопольному законодательству. Это будет уже "третий антимонопольный пакет". Почему постоянно приходится менять действующие нормы? Об этом "РБГ" беседует с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.
- 23 августа 2009 года вступили в силу поправки к антимонопольному законодательству. Что представляет собой второй антимонопольный пакет?
- Поправки к антимонопольному законодательству, так называемый "второй антимонопольный пакет", это изменения в закон о защите конкуренции, Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу.
- В связи с этим, что было первым антимонопольным пакетом и почему возникла необходимость менять и дополнять ранее существовавшие нормы?
- Закон о защите конкуренции был принят в 2006 году. До этого санкции за нарушение антимонопольного законодательства были настолько ничтожны, что наше ведомство можно было поблагодарить за работу и закрыть, т.к. наказание для крупной компании в виде штрафа до 500 тыс. рублей никакого влияния на ее деятельность не оказывало. Поэтому и возникла необходимость принятия нового закона. Сегодня российская экономика требует развития конкуренции на большинстве рынков, и чтобы ее обеспечить, требуются современные инструменты. Понимание этого есть у руководства страны, поэтому ФАС России и были даны новые полномочия для пресечения деятельности монополистов.
- Какие положения в новых поправках вы выделяете?
- Во-первых, поправки в большей степени направлены на пресечение деятельности недобросовестных чиновников, чьи действия ущемляют законные интересы бизнеса, не позволяют развиваться малому и среднему предпринимательству. Как следствие - тормозится развитие экономики в целом.
Во-вторых, законы позволят применять к чиновникам не только значительные штрафы и требовать с них возмещения в госказну причиненного ущерба, но и возможность дисквалификации, что означает запрет занимать определенные государственные должности.
Другим важнейшим моментом является уголовная ответственность для предпринимателей, систематически нарушающих антимонопольное законодательство.
Прежние нормы позволяли нам налагать штрафы до 15% от годового оборота компаний. Максимальный размер санкций мы пока еще не применяли. Например, осенью прошлого года, когда мы накладывали штрафы на нефтяные компании, то учитывалась неясная на тот момент ситуация в экономике. Поэтому оштрафованы были нефтяники минимально. Мы сделали этот шаг, понимая, что нефтяные компании это не только руководители, а тысячи и десятки тысяч наших сограждан, которые добросовестно делают свою работу и никак не влияют на то, нарушает их компания антимонопольные законы или нет. Поэтому мы уверены, что когда тот или иной руководитель поймет, что за свои незаконные действия может оказаться за решеткой, а не только заплатит штраф, кстати, не из своего кармана, а за счет компании, то точно лишний раз подумает. Тюремные сроки в Уголовном кодексе предусматриваются до 7 лет.
Фактически снят 35-процентный порог доминирования рыночной властью. Раньше мы не могли привлечь компанию к ответственности, если она занимала на соответствующем рынке менее этой доли. Кстати, нигде в мире такого порога нет. Доля должна оцениваться через рыночную власть и возможности реально влиять на рыночную ситуацию. Пока в отношении компаний, которые занимают менее 35% на рынке, не будут применяться "оборотные" штрафы, санкции для них также прописаны в КоАП.
Наконец, поправки в значительной степени снижают административное бремя на предпринимателей. Повышаются пороговые значения активов организаций, которым нужно обращаться в ФАС с ходатайством о разрешении совершить ту или иную сделку.
- Кому прежде всего нужно бояться новых поправок?
- Бояться никому не нужно, нужно соблюдать правила конкуренции и законы. Но, исходя из сегодняшнего положения вещей, можно сделать вывод, что в первую очередь новые нормы будут применяться в отношении чиновников и топ-менеджеров компаний, непосредственно принимающих решения, которые приводят к ограничению конкуренции.
- На каких рынках будут применяться новые законы?
- В принципе применение новых норм возможно на большинстве рынков, например, картельные сговоры выявляются повсеместно. Я уже неоднократно говорил, что у нас страна картелей.
Безусловно, сильно рискуют нефтяники. В отношении них рассмотрены и рассматривается большое количество крупных антимонопольных дел на федеральном уровне и в регионах. Если раньше мы могли рассказывать о том, какие решения мы приняли и какие штрафы наложили, то сегодня уже другая тенденция, мы говорим о том, что суды во многих регионах поддержали наши решения, компаниям теперь предстоит заплатить большие штрафы. Один из последних примеров - дочернее общество "Газпромнефти" в Кемеровской области, там компания заплатила более 65 миллионов рублей после того, как не смогла отстоять свою позицию в судах трех инстанций. Для региональной компании это ощутимые санкции, она должна сделать для себя выводы на будущее.
Помимо нефтяников нарушений много на рынке лекарств, продуктов питания и многих других. Везде будут применяться поправки.
Ну и, конечно, чиновники, для них предусмотрены санкции в виде штрафов и дисквалификация.
- Многие участники рынка, в том числе компании, в отношении которых применялись санкции со стороны ФАС, говорят о том, что понятие монопольно высокой цены слишком размыто, а методика ее определения непрозрачна. Вносят ли поправки ясность в этом вопросе?
- Теперь при определении монопольно завышенной цены используется как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых расходов для производства товара), так и "метод сопоставимых рынков" (сравнение с ценой, установленной в условиях рыночной конкуренции).
Монопольной ценой признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за ее пределами. То есть теперь при определении монопольно высокой цены товара мы можем использовать как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и "метод сопоставимых рынков" (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). Плюс к этому я всегда отдельно подчеркиваю, что не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
- Вы упомянули картели. В чем их отличие от согласованных действий? Какой вред от подобных нарушений на рынке? Как поправки помогут бороться с ними?
- Картельный сговор - это соглашение хозсубъектов на рынке, согласованные действия - это когда компании оглядываются друг на друга и синхронно совершают действия на рынке, например повышают цены. У потребителя в такой ситуации не остается возможности выбора, возможности купить товар дешевле.
Так, например, Европейский суд сказал относительно согласованности: подобные действия по извлечению сверхдоходов ничем не обоснованны, и наказание будет таким же, как за картели.
Картели наносят очень большой вред экономике страны и гражданам. Эти действия ведут к тому, что цены на товары и услуги не формируются рыночными механизмами, сверхдоходы идут в карманы единиц, а страдают миллионы людей. Выявляются картельные сговоры и на торгах, при этом страдают бюджеты страны и регионов. Хозяйствующие субъекты сговариваются с органами власти, как следствие - государственный контракт уходит по необоснованно высокой цене.
Сейчас картели караются "оборотными" штрафами. Конечно, с введением уголовной ответственности многие предприниматели не станут рисковать своей свободой ради денег. Эта мера жесткая, но адекватная.
Со своей стороны мы предусмотрели и программу смягчения, которой за последние 2 года воспользовались 500 компаний. Те, кто к нам приходил и сдавал картельное соглашение, - освобождались от ответственности. Благодаря этой программе удалось существенно очистить рынки от картельных соглашений, в первую очередь это касается финансовых рынков. Сейчас период освобождения от ответственности всех обратившихся заканчивается, теперь освобождаться будет только первый пришедший, остальных будем жестко наказывать. Такая практика существует в США и ЕС, и она хорошо себя зарекомендовала.
- Как будет применяться уголовная статья?
- Статья 178 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за антиконкурентные действия за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий. Также наказываться будет неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой (низкой) цены товара, а также за деяния, которые повлекли "причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере".
У антимонопольного органа появляются права по исследованию места возможного совершения нарушений и преступлений. ФАС России может обращаться в правоохранительные органы, прежде всего в МВД, и включать его сотрудников в состав комиссий ФАС России. Во время проверок все оперативные действия будут проводить сотрудники правоохранительных органов. В этом отношении мы несколько отстаем от большинства мировых антимонопольных органов, там ведомства обладают оперативно-разыскными полномочиями. Требовать для себя подобных полномочий мы не планируем, для этого есть МВД и прокуратура. Возбуждать уголовные дела будут правоохранительные органы по представлению антимонопольной службы.
Кстати, опять же есть возможность для смягчения ответственности, если предприниматель возместит ущерб, будет способствовать раскрытию преступления и если не будет в его действиях иного состава преступления.
- Что будет представлять собой "третий антимонопольный пакет"?
- "Третий антимонопольный пакет" будет нести изменения в законодательствах о естественных монополиях. Мы считаем крайне важным, чтобы услуги, которые предоставляют субъекты естественных монополий, были для потребителя высокого качества и по адекватной цене. Сейчас это не всегда так.