15.09.2009 00:57
Власть

Вадим Густов: В четырех странах СНГдо десяти миллионов человек не могут найти работу

Приграничное сотрудничество с государствами СНГ будет осуществляться на уровне субъектов РФ
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №35 (719)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня ведется активная работа по созданию нового законодательного обеспечения сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ. До конца года Госдума должна рассмотреть закон "О приграничном сотрудничестве". Как будет организовано межрегиональное и приграничное сотрудничество субъектов РФ с административно-территориальными образованиями государств - участников СНГ? Какие новации ждут нас в области миграционной политики в отношении граждан государств СНГ? На эти вопросы отвечает председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Вадим Густов.

- Вадим Анатольевич, как начиналось приграничное сотрудничество со странами СНГ?

- Поддержание приграничных связей на пространстве СНГ имеет совершенно особое значение, потому что государственные границы прошли буквально по-живому, разорвали теснейшие связи между странами. Аналогов тому, что произошло у нас, в мире просто нет. В Европе уже многие десятилетия пытаются наладить тесное приграничное взаимодействие, открывают границы, создают еврорегионы. Наша задача - сохранить то, что было создано исторически.

После распада Советского Союза появились суверенные государства, между которыми не было реальных границ и пунктов пропуска. Конечно, можно было бы идти по пути Европейского cоюза, создать интеграционные объединения и границы были бы не нужны. Но этого не произошло. В результате последовавшего размежевания государственные границы внутри Содружества в некоторых случаях разделили даже некогда единые населенные пункты. Сегодня это парализует нормальную жизнь и деятельность населения по обе стороны пропускных пунктов. Вспомним 1993-1995 годы и ситуацию, когда российско-эстонская граница разделила Ивангород и Нарву. Тогда нам удалось заключить двустороннее соглашение, которое помогло решить самые насущные вопросы жизнеобеспечения населения на этих сопредельных территориях. Это соглашение впервые показало, как подобные проблемы можно решать абсолютно цивилизованно.

- С какими основными проблемами приграничного сотрудничества со странами СНГ приходится сталкиваться нам сегодня?

- Россия граничит с пятью государствами СНГ - Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Украиной. Это более половины общей протяженности сухопутного участка государственной границы. Протяженность границы с Казахстаном составляет более семи с половиной тысяч километров, с Украиной - более двух тысяч. В настоящее время вопросы обустройства новых границ в основном решены, что является важнейшим необходимым условием для цивилизованного приграничного сотрудничества российских регионов с сопредельными регионами этих государств.

Но появилась другая проблема - нужна соответствующая законодательная база, с тем, чтобы приграничное сотрудничество осуществлялось в правовом русле, как это и происходит во всем мире. Сегодня на границах находятся пограничники, таможенные службы. В то же время многие вопросы для жителей приграничных территорий законодательно до сих пор не урегулированы. Однако жизнь не остановишь, и местные жители зачастую этого особо не чувствуют, живут, как и раньше, ходят друг к другу в гости, на рынки, даже работают по другую сторону границы. При этом многие вопросы решаются полюбовно, за пределами правового поля.

- А богатый европейский опыт не поможет?

- Россия сегодня присоединилась ко всем важнейшим европейским документам в сфере приграничного сотрудничества. Я имею в виду Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, которая была подписана в Мадриде в 1980 году, а также протоколы к этой Конвенции. Но пока этот, несомненно, важнейший шаг во многом является формальным. Основным звеном приграничного сотрудничества в Европе являются муниципальные образования. Однако, в соответствии с российским законодательством, международные и внешнеэкономические связи муниципальных образований должны осуществляться в соответствии с федеральными законами. Но проблема в том, что таких законов пока не существует. И здесь я бы высказал опасение, что никак не регламентированная федеральным законодательством и, следовательно, бесконтрольная со стороны государства реализация приграничными регионами предоставленных им прав может привести к ущемлению государственных интересов.

Поэтому Комитет Совета Федерации по делам СНГ еще в 2002 году начал работу над проектом федерального закона "О приграничном сотрудничестве". Этот закон должен создать основы законодательства в данной сфере деятельности. Сегодня мы даже не знаем, на какой территории может осуществляться приграничное сотрудничество, кто может в нем участвовать, каковы права государства, субъектов Федерации и муниципальных образований в этом процессе. В законопроекте все эти вопросы решаются. Если закон будет принят, муниципальные образования станут реальными и полноправными участниками этой деятельности. Это должно придать приграничному сотрудничеству новый существенный импульс.

В мае 2008 года после сложнейшего процесса согласования законопроекта с федеральными органами исполнительной власти Совет Федерации внес этот законопроект в Государственную Думу, и правительство Российской Федерации его поддержало. Мы надеемся, что во втором полугодии он будет рассмотрен Государственной Думой и принят в первом чтении. Тем более что приграничные субъекты Федерации, а их сегодня 48, практически единодушно поддержали этот закон. Имеется также поручение совещания постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации, состоявшегося 25 мая 2008 года, "рекомендовать палатам Федерального Собрания разработать с участием правительства Российской Федерации и принять закон "О приграничном сотрудничестве".

Страны СНГ очень внимательно следят, когда Россия примет закон о приграничном сотрудничестве, в первую очередь для того, чтобы реально насыщать его двусторонними соглашениями. И как показывает практика, население, которое живет в приграничье, больше всех поддерживает наше начинание. Ведь именно оно сильнее всех пострадало от разрыва экономических связей, потеряло былые производства. Огромное количество там и нерешенных транспортных, жилищно-коммунальных вопросов. Закон "О приграничном сотрудничестве" крайне важен, жизненно необходим.

- Что же помешало принять этот закон раньше?

- Причин много. Важно понимать, что в приграничье пересекаются интересы федеральных органов государственной власти и регионов. Кроме того, приграничное сотрудничество - это буквально все известные сферы деятельности от производства до коммунального хозяйства, экологии, культуры, спорта. Поэтому закон изначально непростой.

К тому же, к сожалению, на федеральном уровне не во всех органах государственной власти есть понимание этой проблемы. Иначе трудно объяснить, почему у нас многие насущные вопросы государственного регулирования и правового обеспечения приграничного сотрудничества решаются годами. А ведь они не сопряжены с крупными затратами.

- Не могу не спросить о составляющих миграционной политики России в отношении граждан государств - участников СНГ.

- Миграционную политику сегодня определяет тот факт, что в четырех странах СНГ - Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и Украине - не только в настоящее время, но и в перспективе до десяти миллионов человек трудоспособного возраста не могут найти применения своим силам в своих государствах. Там просто нет рабочих мест. Как правило, эти люди не могут попасть на работу в европейские государства, шенгенская зона для них практически закрыта. Поэтому весь этот поток направляется в Россию. Не будем забывать, что это, с одной стороны, создает огромные проблемы, но с другой - это важнейший фактор роста российской экономики, которая, даже несмотря на кризис, активно развивается.

Сейчас важно понять процессы миграции внутри СНГ, увидеть, как проходят миграционные потоки, посмотреть, что надо сделать по среднесрочным программам правительства России до 2020 года. Поэтому нам необходимо ответить на вопрос, в каком количестве рабочих рук нуждается наша страна в ближайшие годы. Это может быть и два, и три миллиона. Но, видимо, эта цифра будет значительно больше. Кроме того, не надо забывать про естественную убыль населения. Мы теряем около 700 тысяч человек ежегодно. Придется восполнять эти потери за счет мигрантов. У нас есть программы и по переселению, и по трудовой миграции. Мы считаем, что к концу этого года с учетом того, как будет развиваться ситуация с мировым финансовым кризисом, будет ясно, какие нужны изменения в уже существующее миграционное законодательство.

- При расчетах будут ли учитывать тех мигрантов, которые уже находятся в России? Многие ниши - дворников, водителей маршруток - уже заняты приезжими.

- Конечно. Такие же процессы мы наблюдаем и в Европе, и в Америке. Там десятки профессий, которые не пользуются спросом у местного населения, полностью оккупированы теми же китайцами, вьетнамцами, турками. Подобная ситуация выстраивается и у нас. На многие специальности, в том числе и в строительстве, россияне не претендуют. Пока труд мигрантов дешевле, чем труд россиян, они будут востребованы. Кроме того, все расчеты показывают, что Россия не имеет достаточного количества рабочих рук, чтобы "закрыть" все вакансии даже в нынешний период кризиса.

- Когда мы даем квоту, граждане стран СНГ с удовольствием к нам едут. Но уезжают отсюда без желания, стараются остаться.

- Каждое предприятие, нуждающееся в рабочих руках, дает свою заявку. Получают квоту. К примеру, на сварщиков, ну не хватает их катастрофически в России! Необходимо стимулировать приток в Россию трудящихся-мигрантов, обладающих высокой квалификацией в тех сферах деятельности, которые у нас сегодня востребованы.

Госуправление Макроэкономика Миграция СНГ