15.09.2009 16:56
Культура

Спецпрограмму "Киношока" посвятили казахским фильмам

Текст:  Ирина Корнеева
Читать на сайте RG.RU

Специальная программа XVIII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок" посвящена  Казахстану.

…Летают вертолеты. Стреляют автоматы. Спецслужбы борются  со злыми силами, готовыми сорвать встречу на высшем уровне двух президентов. Русская женщина (в исполнении Дарьи Мороз) сначала уходит от положительного казахского героя, потом влюбляется в отрицательного, влезает в его дела и, вследствие своей излишней осведомленности, погибает от его рук. Звучит пулеметная очередь, и - на фоне изрешеченных автомобилей мы видим верблюдов в крови. Идет казахский боевик "Прыжок афалины" Эльдора Уразбаева. Первая попытка снять политический детектив на "Казахфильме". Ведь "Казахфильм" никогда не имел опыта жанрового кино, а был своего рода арт-хаусной резервацией национальной кинематографии Советского Союза, который и дальше пытался сохранять это направление, но сейчас отважился создавать мейн-стрим. "Прыжком афалины" и открылся "Киношок" и большая фестивальная программа казахского кино в Анапе из девяти фильмов.

Такой программный казахский акцент на фестивале в этом году не случаен и не удивителен - когда везде кризис, в Казахстане, по свидетельству очевидцев, в кино наблюдается явный подъем. В год снимается 25 фильмов, из них 10 уже завершены, 5 находятся в пост-продакшн, 6 в съемках и 4 на подготовительной стадии развития сценария. На "Казахфильме" проводится модернизация оборудования, очень активно обсуждается готовность выходить во внешний прокат, для чего ставка делается на новые совместные проекты с Тимуром Бекмамбетовым, Ренатом Давлетьяровым, Егором Кончаловским. Снимаются полнометражные анимационные и документальные фильмы. Ставятся первые эксперименты по созданию не арт-хаусного, а зрительского казахского кино, готового повторить успешный опыт самого кассового казахского фильма - "Рэкетира", в 2005-м году собравшего рекордные для Казахстана 1,7 миллионов долларов при бюджете картины в полмиллиона.

В общем, все свидетельствует о новом витке развития некогда богатой культуры казахского кинематографа, достаточно полное представление о современном состоянии дел которой можно получить сейчас в Анапе на "Киношоке".

В конкурсной программе фестиваля - фильм "Келин" Ермека Турсунова и два совместных грузино-казахских и российско-казахских проекта: "Другой берег" Георгия Овашвили  и "Песнь южных морей" Марата Сарулу. В конкурсе "Неформат" - "Каратас" Адильхана Ержанова. Вне конкурса - "Мустафа Шокай" Сатыбалды Нарымбетова, "Подарок Сталину" Рустема Абдрашова, и фильм, о котором еще до официального показа было сказано очень много хорошего - "Прощай, Гульсары!" Ардака Амиркулова по одноименной повести Чингиза Айтматова.

Временной разброс происходящего в картинах действия - от давно минувших дней доисламского периода, когда, если верить аннотациям, "предки тюрков жили в гармонии с природой", через советские 50-е годы, и до событий в Казахстане недавних дней, когда люди не то что с дикой природой - с самими с собой разучились договариваться.

Прямая речь

Гульнара Абикеева, ведущий киновед Казахстана, арт-директор международного кинофестиваля "Евразия":

- Нам хотелось показать динамику казахского кинематографа. От его расцвета к падению в начале 2000-го года и современной политике, которая такова: в 2002-м году нас снималось всего две полнометражные игровые картины. Через три года, в 2005-м - семь, в основном на деньги государства. В прошлом году - пятнадцать полнометражных игровых картин, и уже поделились пополам "Казахфильм" и независимые студии. В 2009-м году цифра всех поразила - с 15 выросла до 25, а для нас это все-таки очень большая динамика. Происходит она во многом благодаря финансированию со стороны государства, и в то же время в кино частных студий приходят деньги бизнеса. У нас сейчас очень активен сектор независимого кино. Существуют даже порядка десяти независимых анимационных студий в Казахстане. И нам бы, конечно, хотелось такими кочевниками выйти на мировой рынок в прокат, и прежде всего в российский, - должен же кто-то из стран СНГ осуществить эту попытку. Может быть, в своем желании мы наивны, может быть, мы ошибаемся, но это одинаково важная задача и для казахов, и для киргизов, и для  прибалтов. А чтобы ее осуществить, нужно приглашать режиссеров, продюсеров на совместные проекты, находить точки соприкосновения, планировать и казахские, и российские съемки,  приглашать российских актеров. У нас много совместных проектов, нацеленных на Россию. Последние четыре года почти в каждой казахской картине играет российское лицо - Дмитрий Дюжев, Гоша Куценко, Екатерина Редникова, - это как обязательное условие. Большие надежды мы возлагаем на новое поколение молодых кадров. Мы посчитали и получили колоссальную для нас цифру - только в этом году в казахский кинематограф влилось сто выпускников разных вузов. 60 - нашей академии киноискусства, 19 вгиковцев, 6 человек из Нью-Йоркской академии, один выпускник академии в Чикаго, плюс технические работники - у нас специальное учебное заведение готовит осветителей, монтажеров. В каком направлении собирается работать молодежь? Они говорят, что будут осваивать комедии, фантастику, триллеры, - легче сейчас прогнозировать и спокойнее всего идти по линии жанрового кино, чем артхаусного…

Кино и ТВ Наше кино