Вчера стали известны подробности крупного пожара в Тамбовской бригаде специального назначения ГРУ.
Среди пятерых погибших в воскресенье - три офицера и два солдата-срочника. Майор Эдуард Дуденков, капитан Артем Попов, рядовые Денис Злобин и Владимир Боровинов наглотались угарного газа и к тому моменту, когда до них добрались пожарные, уже не подавали признаков жизни. Майора Виталия Иванова срочно отправили в больницу, но по дороге он скончался.
Офицерам было от 36 до 41 года, солдатам - по 19. Бригада спецназа в одночасье лишилась заместителя командира по работе с личным составом, воспитателя и штатного психолога. Их кабинеты находились в той части здания, где ядовитый дым был особенно плотным, и у спецназовцев практически не оставалось шанса на выживание. Пожарные потом рассказывали, что даже им приходилось работать буквально на ощупь и, чтобы не потеряться, постоянно держать друг друга за руки.
Понять, какую коварную ловушку устроило военным пламя, можно по спискам пострадавших. Из двух с лишним десятков солдат и офицеров, оказавшихся в воскресенье на службе, на госпитальную койку угодили четырнадцать. Семеро из них в тяжелом состоянии лежат в городских клинических больницах, подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. Не обгорели и не надышались угаром считаные единицы - главным образом те, кто был на первом и втором этажах здания. Они спаслись, выпрыгнув из окон горящего дома. А вот солдатам и офицерам на третьем этаже повезло меньше.
Военным удалось вынести боевое знамя бригады, оружие и боеприпасы. Но содержимое так называемой секретной комнаты сгорело дотла. Когда эта информация просочилась за ворота части, пошли разговоры о потере документов чрезвычайной государственной важности. Мол, 16-я бригада подчиняется Главному разведывательному управлению, значит, военные наверняка хранили в своих сейфах гостайны. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что в прошлом году военнослужащие несколько месяцев провели в Абхазии и якобы были в курсе неких секретных планов абхазских военных.
В минобороны такие разговоры называют ничем не оправданными домыслами. Понятно, что, как и другие воинские части ГРУ, Тамбовская бригада спецназа пользовалась "режимными" документам - уставами и приказами, директивами и наставлениями. Некоторые из них для служебного пользования, другие носили гриф секретности. Однако бумаг особой государственной важности там нет и не могло быть по определению. Они рассылаются в строго оговоренные структуры, к которым бригады спецназа не относятся. Возбуждено уголовное дело по статье 219 УК РФ - "Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".
Пока основной версией следствия является короткое замыкание в электропроводке. По словам очевидцев, пожар начался на втором этаже и через 40 минут полностью охватил здание. Его на протяжении семи часов тушили чуть ли не все пожарные расчеты Тамбова.
Трехэтажный старинный особняк N 7 по улице Бориса Васильева впору назвать городским раритетом. Это здание еще дореволюционной постройки. Долгие годы здесь располагалось Тамбовское высшее военное командное училище химзащиты. Шесть лет назад вуз расформировали, и новыми хозяевами особняка стали рязанские спецназовцы ГРУ - в ноябре 2003 года они переехали в Тамбов из Чучкова. Разведчики устроили ремонт - обшили кабинеты модными в ту пору пластиковыми панелями, вставили пластиковые окна и двери. Гремучая смесь синтетических пластмасс и деревянных перекрытий между этажами во время пожара помогла быстрому распространению огня и ядовитому задымлению помещений.
По поручению главы администрации Тамбовской области Олега Бетина местные власти ищут возможность выделить квартиры семьям погибших офицеров.
Юрий Гаврилов, Евгений Писарев
Между тем
Вчера на Южном Урале из-за пожара на военном складе рванули боеприпасы. Потушить огонь не могли целый день. Зона поражения от разрывающихся снарядов составила не менее километра.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в городской пожарной части N 72, сигнал о возгорании на складе войсковой части поступил около 11 часов утра. К месту ЧП немедленно выехали несколько пожарных расчетов. Однако сразу подобраться к складу оказалось невозможно - кругом рвались снаряды. Пожарные смогли приступить к тушению пожара только во второй половине дня.
Все военнослужащие были вовремя эвакуированы. Но пострадали трое - заместитель командира части подполковник Андрей Цепляев, майор и сержант-контрактник, охранявшие склад. Они были доставлены в больницу с многочисленными осколочными ранениями и ожогами. Впоследствии Цепляев скончался на операционном столе. Состояние его сослуживцев оценивается медиками как средней тяжести. По предварительной информации, на складе хранили артиллерийские боеприпасы. Но не исключено, что там находились и готовые к утилизации ракеты с дислоцировавшейся здесь ранее части.
Подготовил Михаил Пинкус, Челябинская область