15.09.2009 00:22
Культура

Юрий Богомолов: Лучшим, что было на минувшей неделе на ТВ, оказалось видеоэссе Антона Хрекова "Луи-король"

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (4996)
Читать на сайте RG.RU

Один за другим возвращаются на экран отпускники и отпускницы - знатные программы и их именитые ведущие. Почти все политические оракулы уже на своих постах. Кроме Познера, но и он пообещал вернуться до конца месяца. Только вот Екатерина Андреева все медлит со своим явлением народу. И даже ничего не обещает. Впрочем, "Время" не остановилось. Как в кавычках, так и без них.

Будни

В начале недели телезрители с особым интересом ждали Малахова с его авторской программой "Пусть говорят". В СМИ просочилась информация, что в студию явится Алла Пугачева и откровенно расскажет о бывшем муже своей дочери Руслане Байсарове, отнявшем у матери ее сына. Эта история занимала умы и чувства граждан России всю предшествующую неделю. На программе "история" должна была достигнуть кульминации. Но не достигла. Бабушка не пришла. Малахову пришлось записать программу примерно на ту же тему, но с другими фигурантами, что было, как всегда, склочно, но уже не так интересно.

Тем временем внук в сопровождении папы пришел в одно из информационных агентств и дал пресс-конференцию, на которой четко и складно объяснил, почему он предпочел бы остаться в России с папой.

Поразила именно четкость и складность, с которой 11-летний мальчик выражал свои эмоции и соображения. Другие малыши, оказавшиеся в подобной ситуации, ведут себя неуверенно, выглядят затравленными и угнетенными, не понимающими, чего от них хотят взрослые. А здесь чувствовалось, что Дени вырос в семье публичных людей, что ему всеобщее внимание привычно, что он уже вошел в роль принца, за благосклонность которого борются два равно уважаемых клана.

Сюжет, который упустил Малахов, в конце недели всплыл у Глеба Пьяных на "Программе Максимум". Этот журналист не стал ждать милости ни от одного, ни от другого кланов. Его команда собрала факты, касающиеся частной жизни Кристины Орбакайте, частного бизнеса самого Байсарова, появилась с камерой у ворот школы, где учится инфант и куда никого не пускают, включая маму инфанта, посетила малую родину папы инфанта, и получилось что-то вроде экспозиции той драмы, развязка которой еще впереди.

Драма достаточно примечательная для современной семьи. Пожалуй, нет ничего более шаткого и ненадежного, чем этот институт. Уровень геополитической стабильности гораздо выше.

Способ решения подобных семейных коллизий подсказал еще царь Соломон, а за ним - Бертольд Брехт, который прописал следующую процедуру. Берешь кусок мела, очерчиваешь круг, в центр него ставишь оспариваемого ребенка, претенденты берут за руки его и тянут что есть силы каждый в свою сторону.

По иронии судьбы немецкий драматург назвал это испытание "Кавказским меловым кругом". Выдержат ли его мама и бабушка мальчика Дени? И попутный вопрос: не потеряли ли они его душевную привязанность несколько раньше, еще до развода, по причине своей загруженности концертно-гастрольной деятельностью?

Выходные

Телеэкран по выходным похож на Филиппа Киркорова. Также избыточно наряден, цветаст и настырен. И тоже шику дает.

...На Первом с началом учебного года мы, кажется, потеряли шоу "Национальное достояние". Зато приобрели "Достояние республики", которое дополнит шоу "Песни кино" на "России".

...Вернулась "Большая разница". Увы, "разница" стала меньше. Не по формату - по содержанию. Пародии не столь смешны, как оригиналы. Татьяна Тарасова в субботнем "Ледниковом периоде" выглядела комичнее, чем в воскресном ее передразнивании.

...Дебютировало новое шоу "Южное Бутово". Это еще одна попытка вслед за "Хорошими шутками" и "Слава богу, ты пришел" на СТС сделать импровизацию смыслом и содержанием развлечения. И предшественники-то давно увяли, а "Южное Бутово" изначально - что-то безнадежно опрометчивое.

...Не остановлена программа "Минута славы", несмотря на то, что ее участницу Татьяну Лазареву вырвало чуть ли не по ходу записи. (Об этом см. в прошлом обозрении).

Ее вырвало, а другой участник Леонид Парфенов подвел философскую базу под рвоту: "Минута славы" поощряет людей раскованных, поддерживает все эти чудаковатости! Смотри-ка! Володька-то все прыгал на велосипеде, а теперь его в Москву позвали! По телевизору показали! Ничего себе!".

Телевизионный журналист находит, что "в этом и есть социальный смысл формата "Минуты славы"". Что формат этот для чудиков. Вспоминает Шукшина. Почему не Лескова? Говорит о востребованности передачи в глубинке России...

Вообще-то под любое "надувалово", вызывающее тошноту, можно подвести "социальный смысл".

Не позабылось, как когда-то его подвели под эксгибиционистское реалити-шоу "За стеклом". Ныне прочно на нем стоят "Дом-2", Ксения Собчак и Андрей Малахов.

..."А на сцене идет игра, - чеканят кавээнщики, - игра дарит людям смех".

Смех был подарен такой: где-то в глубинке скрестили обезьяну с фотографом. Родилась двойня - обезьянограф и фотобьяно. Не смешно. Но правдоподобно, если иметь в виду те многочисленные шоу, что промелькнули перед глазами за эти выходные дни.

Гвоздь недели

Лучшим, что было на минувшей неделе, оказалось видеоэссе Антона Хрекова "Луи-король".

На телевидении довольно много охотников до пенкоснимательства с недавнего прошлого. Хотя бы потому, что последнее сегодня кажется фантастическим и даже потусторонним. От того на продажу и циклы вроде "Кремлевских похорон", и якобы документально-художественные фильмы про Галину Брежневу и Светлану Аллилуеву, в которых - на грош документальности, на два - художественности.

"Луи-король" не из их числа.

Антон Хреков приподнял завесу над биографией человека, который в годы советской власти считал себя независимым журналистом. Звали его Виталием Евгеньевичем Луи. Подписывал тексты "Виктор Луи".

Он мог себя считать кем угодно, но большинство коллег склонялось к мысли, что он провокатор и стукач. Дело, впрочем, даже не в том, что было правдой. Автор так до конца, до дна и не исследовал биографию этого человека. Он не смог разговорить супругу героя своего эссе; для него, как я понимаю, так и остались недоступными документы из архива КГБ, касающиеся деятельности Виктора Луи. Из фильма мы узнаем только об основных вехах его жизни: студент-юрист, зек в подмосковном Суханово, брак по расчету с иностранной гражданкой. Еще рассказывается о его роли в скандале с "Раковым корпусом" Солженицына, с публикацией на Западе мемуаров Хрущева, с информационной провокацией против ссыльного Сахарова и т.д.

Самое же интригующее и для автора, а следом и для зрителя: что же это было такое за странное образование на теле советского режима - как Виктор Луи. Такой аппендикс? Вроде бы и ненужный отросток, а все-таки, должно быть, чем-то полезный.

Он был полезен Брежневу, стал необходим Андропову и не пригодился Горбачеву, поскольку всю инсайдерскую информацию доносил до Запада уже непосредственно генсек.

Раковая клетка, вольготно живущая внутри человека, убивая его, не догадывается, что вместе с ним убивает и себя.

Когда Виталий Евгеньевич Луи догадался, было уже поздно.

ТВ и сериалы