18.09.2009 00:10
Культура

Второй Левитановский фестиваль открывается в Плесе

Второй Левитановский фестиваль открывается в Плесе
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №176 (5000)
Читать на сайте RG.RU

Именно в том месте, чья запечатленная Левитаном красота стала синонимом русской природы, во второй раз открывается Левитановский фестиваль музыки.

Проект, задуманный как часть грандиозного замысла по превращению тихого захолустного Плеса в курорт, способный конкурировать с европейскими центрами отдыха, сразу утвердил свой формат: концерты камерной музыки с раритетными программами и тщательно подобранным исполнительским составом. В первом фестивале участвовали солисты Мариинского и Большого театров, виолончелист Борис Андрианов, скрипачка Елена Ревич, Вера Таривердиева. В программе второго Левитановского с 19 по 27 сентября выступят хорошо известные музыканты из Москвы и Питера. Накануне открытия фестиваля в Плесе его художественный руководитель и пианист Алексей Гориболь дал интервью "Российской газете".

Российская газета: Как смогли удержать в год кризиса такой молодой фестиваль, тем более что строится он не как коммерческий проект: компактный зал Дачного театра имени Шаляпина материальные доходы не приносит?

Алексей Гориболь: Меня это и вдохновляет, что наш фестиваль не свернулся, а продолжает расти, как тюльпанчик из луковицы. В прошлом году, когда мы подводили итоги первого Левитановского, как раз грянул кризис, и я спросил Алексея Шевцова, основателя "Курортной слободы" на Плесе и президента нашего фестиваля: ну, что теперь? Он ответил: фестиваль будет. Конечно, зал у нас небольшой - человек на 170. Но у нас существует дифференцированная цена на билеты: благотворительная - для состоятельных дачников и гостей, специально приезжающих на фестиваль и способных платить по европейским ценам, и символическая - для учеников музыкальных школ и местной публики. В прошлом году мы собрали приличную сумму и направили ее на реставрацию колокольни церкви Воскресения, расположенной в центре города. В этом году сборы от концертов пойдут на ремонт детского неврологического отделения Ивановской областной больницы.

РГ: Почему решили проводить фестиваль в конце сентября, когда дачно-курортный сезон уже сворачивается?

Гориболь: Сентябрь - это левитановское время, золотая осень, хорошая погода. Это начало музыкального сезона, когда все соскучились друг по другу, по музыке, по общению. Для дачников наступает "бархатный сезон" - они приезжают в Плес на уик-энды. Поэтому и афишу фестиваля мы подстроили под уик-энды.

РГ: Несколько лет подряд вы делали фестиваль в глубинке - в Костомукше. Для вас есть принципиальная разница в этих проектах?

Гориболь: Есть. В Костомукше, реализовывая собственные представления как просветителя и музыканта о том, какие должны быть программы, я прекрасно понимал, что делаю фестиваль на окраине Карелии, поэтому привозил туда музыкальные и театральные спектакли. Это был фестиваль искусств. Здесь же, в Плесе, мы решили делать абсолютно европейский музыкальный фестиваль, в котором будут раритетные камерные программы. Будет звучать и Чайковский, и Малер, и Шенберг.

РГ: Знаменитый ландшафт Плеса, известный каждому человеку, живущему в России, как-то влияет на вас, на выбор программ? Скажем, баховский вечер Назара Кожухаря и ансамбля The Pocket Symphony корреспондирует с этими березами?

Гориболь: Ландшафт влияет еще как: дух захватывает! А баховская программа возникла по инициативе Назара Кожухаря. Я всегда слушаю его с огромным желанием: он дает информацию, которая мне интересна - и в аутентичной, и в современной музыке. Когда Назар предложил привезти баховскую программу, исторические инструменты, клавесин, я был совершенно вдохновлен. Музыка Баха входит в абсолютную гармонию с золотой осенью, с этой атмосферой. Может быть, самая идеальная с точки зрения ландшафта программа прозвучит на нашем концерте-открытии, где Хор мальчиков Московского хорового училища имени Свешникова будет исполнять Nelson-messe Гайдна и The Golden Vanity ("Золота тщета") Бриттена - сочинения, связанные с водной темой. А лирической кульминацией фестиваля должна быть премьера программы музыки Валерия Гаврилина, посвященная его 70-летию: два вокальных цикла - "Русская тетрадь" и "Вечерок" и две тетради "Зарисовок" для фортепиано в четыре руки.

РГ: Формат фестивальной жизни становится все более актуальным и для музыкантов, и для публики, которая охотнее воспринимает нестандартные программы в каком-либо проекте, чем в афише концертного зала.

Гориболь: В России фестивалей еще не так много, особенно камерной музыки, и особенно - летних, связанных с местом, с природой. Скажем, на Лазурном берегу в течение лета проходит около ста фестивалей - от Марселя до Монте-Карло. А у нас, кроме гиганта "Звезды белых ночей", маленькие летние фестивали по пальцам можно пересчитать. Хотя, как показывает практика, они востребованы публикой. Плес в этом смысле - уникальное место. Когда-то, к примеру, захолустьем считался австрийский Локенхауз, пока Гидон Кремер не придумал проводить там фестиваль камерной музыки.

РГ: Опен-эйры на фоне левитановских пейзажей не планируете устраивать для своих гостей?

Гориболь: Я к опен-эйрам отношусь сдержанно. Опен-эйр - это значит подзвучка, электроника, неестественное звучание. Как правило, и погодные накладки - дождь, холод: вспомните "Бориса Годунова" на Соборной площади, когда все к концу спектакля были продрогшие и насквозь мокрые. Может быть, артисты и счастливы, что совершают подвиг, а для публики это наказание.

РГ: И все-таки в таком ландшафте какой-то "синтез" искусств просится.

Гориболь: Я сам люблю смешивать, тем более что рядом музей Левитана, театр. Но пока мне нравится проводить здесь чисто музыкальный фестиваль. И ближайший проект - в следующем 2010-м году исполнить в Плесе полный цикл - все 103 романса Чайковского к его 170-летию. В рамках одного фестиваля это сделать чрезвычайно трудно. Вместе со мной в проекте будут заняты 12-15 вокалистов. Романсы будут исполняться в течение пяти вечеров, а шестой вечер мы посвятим 55-летию Леонида Десятникова - состоится премьера юбилейной программы: все его фортепианные транскрипции и переложения.

Музыка