21 сентября в Валенсии стартует матч между двумя великими гроссмейстерами - 12-м и 13-м чемпионами мира Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Поединком в Испании шахматисты отметят 25-летие начала их выдающегося противостояния.
С 1984-го по 1990 годы Карпов и Каспаров провели пять встреч за титул чемпиона мира.
Сейчас любителей шахмат, возможно, также ждет целая серия матчей. Как рассказал Карпов в интервью одному из изданий, приглашение уже пришло из Парижа, а с Москвой ведутся переговоры.
Корреспонденту "РГ" удалось связаться с Шахматной федерацией города Москвы (ШФМ). То, что такая тема действительно существует, подтвердили. Однако никаких определенных договоренностей не достигнуто.
Что касается реального матча двух "К" в Валенсии, то свое мнение по поводу него высказал вице-президент ШФМ, международный гроссмейстер Сергей Смагин, который часто выступает нашим шахматным экспертом.
Российская газета: Сергей Борисович, за матчем будете следить?
Сергей Смагин: Бесспорно, Карпов и Каспаров - великие шахматисты. Но мне как международному гроссмейстеру этот матч интересен только тем, как выглядит Каспаров в живую, как ведет себя во время игры. В шахматном отношении вряд ли из этой встречи что-то получится, потому что оба шахматиста давно не играют. Точнее, Карпов иногда играет, но занимает невысокие места. Но, думаю, они и не претендуют на то, чтобы показать что-то выдающееся. Просто посидят два старых друга-соперника, которые сыграли уйму партий, заработают хорошие деньги, появятся на публике. Это хороший ход для пиара. Но со спортивной точки зрения матч не имеет никакой ценности. О качестве партий говорить не приходится.
РГ: В шахматных форумах во-всю обсуждают информацию, напечатанную в одной из газет, о том, что Каспаров под разными "никами" играет с серьезными противниками в Интернете и показывает отличную форму...
Смагин: Не сомневаюсь, что на сегодняшний день у Каспарова хорошая форма, он все-таки гениальный шахматист. И, если захочет, будет играть на очень высоком уровне. Но надо не забывать, что матч в Валенсии - по быстрым шахматам (четыре партии - в быстрые шахматы, восемь - в блиц. - Прим. авт). При таком формате понять, кто в какой форме, трудно. Это не "классика", где буквально под микроскопом можно изучить качество партий.
Каспаров же прямо заявил, что в большие шахматы с классическим контролем времени он никогда не вернется. У меня нет оснований подвергать сомнению его слова. За несколько лет - с того момента, когда в 2005-м Каспаров объявил о завершении карьеры - он ни разу не играл в классические шахматы. И, думаю, не сыграет.
РГ: Интересно, а многие ваши коллеги разделяют ваше мнение по поводу матча?
Смагин: Я уверен, что подавляющее большинство меня поддержат. Два раза в одну и ту же реку войти невозможно. Все, что можно было сказать на шахматной доске по самому высокому разряду, они уже сказали - и Каспаров, и Карпов.
РГ: Получается, всю эту ситуацию раздули, в том числе в СМИ?
Смагин: В шахматном мире не так много "громких", обсуждаемых событий. Сами персоны настолько интересны, раскручены, известны, популярны, что даже вокруг их игры в нарды ажиотаж был бы не меньше. Мне, например, как гражданину тоже интересно все, что происходит вокруг этого матча.