В международную прессу просочилась информация, что администрация Барака Обамы готова совсем отказаться от построения систем противоракетной обороны в Восточной Европе. Причиной этого решения будто бы стало уменьшение прямых угроз ракетного нападения на США и Европу со стороны Ирана.
На прошедшей встрече "Валдайского клуба" с премьером Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым в Москве все американские эксперты пытались доказать российскому руководству, что США за свои уступки в вопросе ПРО потребуют встречных уступок от России. Какими могут быть эти уступки? Самое главное, что американцам нужно от России, - это поддержка западных санкций в отношении Ирана. Обама лично просил Медведева на встрече в июле усилить давление на Тегеран и убедить его отказаться от ядерной программы.
Но Россия не хочет идти в фарватере американской политики на Ближнем Востоке. В Москве также не хотят, чтобы у Тегерана появилось атомное оружие, но еще более Кремль не устраивает ситуация, при которой США надолго закрепятся на южных рубежах России и в Центральной Азии.
Россия предлагает США строительство многополярного мира, справедливого мирового порядка, но на более равноправной основе. Россия не желает каким-либо образом вознаграждать Америку за отказ от размещения ПРО в Польше и Чехии. Москва заявляет, что американцы совершили кардинальную ошибку, когда планировали установить элементы противоракетной обороны в Восточной Европе. Россия в первую очередь устами премьера Путина на конференции по безопасности в Мюнхене предупреждала Вашингтон об ошибочности этого шага и его последствиях. Теперь Россия может сказать: американцы не будут размещать ПРО в Восточной Европе, а мы не будем размещать наши ракеты "Искандер" в Калининградской области.
России и США стоило бы более позитивно воспользоваться сложившейся ситуацией. Рано или поздно системы ПРО появятся на повестке дня в США и России. Угрозы возможной агрессии со стороны Северной Кореи, а в будущем, может быть, и другой страны Ближнего Востока не пропали. Через десять лет они станут еще более актуальными, чем сегодня. Вашингтон и Москва могли бы использовать это время для примирения, чтобы без спешки начать совместные проекты по разработке ПРО. Речь может пойти о совместных технологических заготовках, спокойном анализе складывающихся ситуаций, чтобы создать доверие в этом вопросе в будущем.