- Хотелось бы, чтобы в данный конкретный исторический момент мое выступление было воспринято прежде всего как поддержка государства, поддержка социальной роли государства, стоящего на службе демократии. Остановлюсь на трех моментах.
Первый. Тотальное доминирование на протяжении десятилетий идеологии недоверия к государству, недоверия ко всему общественному стало тяжким грузом, который были вынуждены нести на себе все те, кто отстаивал безальтернативную роль государства в ряде сфер - ключевых для общества и социального единства. Сегодня уже никто не ставит под сомнение, например, необходимость публичного контроля над финансовыми рынками, и уже представляется просто нереальной способность преодолеть последствия климатических изменений без усилий, предпринимаемых и обеспечиваемых государственными структурами.
Второй момент. Я не считаю себя "государственником". Таковым я не был раньше, не являюсь им и сейчас. Решение многих задач мы можем доверить лишь государственным органам. Вместе с тем мы не должны попусту растрачивать силы государства и подрывать его авторитет, вменяя ему задачи, с выполнением которых успешнее справляются частные лица или организации. Конечно же, решить порученные задачи они могут при наличии гарантированных самим же государством правил беспристрастности и равных возможностей. Иными словами, государство как таковое необходимо и незаменимо, но не более этого.
Третий момент. Выступать в защиту роли государства означает выступать в поддержку демократической политики, в поддержку тех, кто ее осуществляет, а именно: политических партий и прежде всего тех, кто представляет интересы граждан. Кроме того, я убежден, что в равной мере, в какой то или иное общественное деяние соотносится с демократическими ценностями, оно нуждается в политическом импульсе, в политических обязательствах и в участии граждан. Перед лицом аполитичности и презрительного отношения к окружающему и тем более перед лицом отторжения политики - подобные качества используются лишь теми, кто ничего не хочет менять.
К какому государству мы стремимся и какое государство способно оказать противодействие вызовам современности?
Первое. Государство, которое гарантировало бы безопасность граждан. Безопасность является необходимым условием свободы. Выполнение этой функции в полной мере востребовано, и сейчас это та проверка, которой ежедневно подвергаются все государства.
Наша безопасность нуждается в государстве, в его борьбе с опасностью, непосредственно угрожающей жизни и здоровью людей - терроризмом. К сожалению, опыт Испании в борьбе с терроризмом очень богат. Речь идет о противодействии терроризму преступной организации ЭТА и противодействии международному терроризму, который совершил страшный теракт в Мадриде в 2004 году. Нам удалось существенно ограничить активность террористов, однако у них все еще сохраняется потенциал для нанесения ударов в нашей стране.
Однако для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь необходима решимость общества, которая является опорой для успешной деятельности полиции и международного взаимодействия. Успехи в контртеррористической борьбе, которых мы добились у нас в стране, во многом стали возможными благодаря международному взаимодействию, в особенности сотрудничеству с Францией.
Однако помимо борьбы с терроризмом нельзя забывать и об организованной преступности в самых современных известных нам проявлениях: организованные мафиозные и преступные группировки, торговля людьми, торговля женщинами, сексуальное насилие над несовершеннолетними или другие возмутительные преступные действия, связанные с коррупцией, политическим подкупом, а также такие как торговля оружием, отмывание капиталов или торговля наркотиками.
И еще. Безопасность перед лицом природных рисков, которые увеличиваются вследствие климатических изменений, природных рисков, которые требуют превентивных действий, и природных рисков, которые требуют политических ответов в отношении изменения климата, таких как мы ожидаем от саммита в Копенгагене, который проверит на прочность способность и желание государств, входящих в международное сообщество, противостоять одному их самых больших вызовов, стоящих перед миром сегодня. Помимо государств, обеспечивающих безопасность, необходимо иметь государства, отстаивающие социальную сплоченность. Под социальной сплоченностью подразумевается справедливость, беспристрастность, уравновешенность и гармония в обществе, и именно государство призвано обеспечить социальную сплоченность. Рынок предназначен для другого, он действует иным образом, и поэтому во время кризиса усиливается мысль о том, что на государство возложена миссия обеспечить социальную сплоченность. В условиях разобщенности в обществе кризис мог бы стать более серьезным и тяжелым, а следовательно, перед угрозой безработицы и экономических трудностей государство должно распределять ресурсы во благо граждан в целях обеспечения социальной сплоченности.
Государства способны также стимулировать экономический рост. Среди уроков, извлекаемых из кризиса, который мы сейчас переживаем и хотели бы в скором времени оставить позади, следующий: необходимо иметь регулируемую и эффективно контролируемую финансовую систему, и если мы хотим восстановить стабильный и устойчивый экономический рост, мы должны принять решения в отношении изменения климата и сделать ставку на более инновационную, конкурентоспособную и хорошо организованную экономику, обладающую более устойчивыми перспективами на будущее.
После всего нами пройденного в деле восстановления мы не можем полагаться лишь на частные инвестиции и рынки; восстановление также является ответственностью государств, правительств и совместных международных усилий. В силу этого мы ожидаем, что саммит "большой двадцатки" в Питсбурге позволит выработать новую модель регулирования международной финансовой системы, сделать решительную ставку на международное сотрудничество в сфере экономики, а также выработать Хартию устойчивой экономики, которая бы утвердила новые подходы в обеспечении экономического роста.
Наконец, государства несут ответственность за глобальную безопасность, не только за внутреннюю, но и глобальную безопасность. Таким образом, необходимы современные государства, способные действовать в условиях глобализации, содействуя миропорядку.
Что касается основных вызовов глобальной безопасности, хотел бы в первую очередь выделить проблематику защиты законности и международную безопасность. Порой мы об этом забываем, но самый верный путь к равновесию, к миру и безопасности ведет через уважение международной законности и, соответственно, через противодействие тем, кто может представлять объективную угрозу всему человечеству, подразумевая под этим как террористические действия, так и несостоявшиеся государства.
Государство есть и еще долго будет являться основной единицей в юридическом и политическом измерениях с целью совместного демократического сосуществования в рамках закона и для обеспечения безопасности и равенства возможностей для граждан вне зависимости от пола, вероисповедания, убеждений, происхождения и национальности. Ничто не смогло заменить государство в реализации этих основных функций, ничто. Государство несет цивилизаторскую миссию, ключевую и незаменимую, благодаря чему достигается общественный феномен демократического сосуществования граждан, являющихся одновременно и свободными, и равноправными, и различными.
На нынешнем историческом этапе новый формат государства в его классической роли, в его традиционной структуре определяется его способностью к сотрудничеству, его значимостью на международной арене.