21.09.2009 00:13
Культура

Легендарный пианист Ван Клиберн спустя полвека дал мастер-класс в Москве

Легендарный пианист дал мастер-класс в Москве
Текст:  Екатерина Ключникова
Российская газета - Столичный выпуск: №176 (5000)
Читать на сайте RG.RU

Такого аншлага в Центре оперного пения Галины Вишневской еще не было, если учесть, что этим вечером не давали ни концерта, ни спектакля.

Причиной тому стал приезд "русского американца", легендарного пианиста Вана Клиберна, покорившего советскую публику 51 год назад - на Первом конкурсе имени Чайковского.

Теперь опять - участие в первом, но уже фестивале мастер-классов "Слава Маэстро!", посвященном Мстиславу Ростроповичу, организованному Ольгой Ростропович. По ее приглашению 75-летний "Ванечка" (так прозвали Клиберна в конце пятидесятых его поклонницы) дал урок мастерства начинающим российским исполнителям. Впрочем, за плечами каждого из игравших в этот вечер - складывающаяся музыкальная карьера.

Перед началом мастер-класса на улице почти разыгралась драма. После 20-минутной задержки мероприятия администрация поняла, что всех желающих центр вместить не сможет (вход на урок Клиберна, как и на все другие занятия, был бесплатный). Охранники стали потихоньку вытеснять толпу на улицу. Но народ пытался влезть в окна, передать друг другу пригласительные через широкие спины контролеров, силой ворваться в вестибюль. Больше всего возмущались студенты - возможность "увидеть того самого Клиберна и умереть" была такой близкой и заманчивой. Ведь предварительно в вузах создавались списки студентов, тех, кто будет проходить "спецкурс" от Клиберна. На каждое учебное заведение было выделено определенное количество мест. На деле же все оказалось по-другому, и списки были забыты. Дальше случилось, пожалуй, самое главное в этот вечер. Потрясенный таким приемом российской публики, маэстро вышел к толпе на улицу со словами "I love you!". Слова любви и восхищения Ван Клиберн еще много раз произнесет за этот вечер - и в адрес России в целом, и Мстиславу Ростроповичу, и его семье, и близким друзьям, среди которых Наина Ельцина, и выступающим пианистам.

Само же профессиональное общение с Клиберном трудно назвать классическим мастер-классом. В первом отделении он восторженно принимал всех исполнителей. Второе отделение - краткие замечания, лишь точки над "i" в сложившихся концепциях. Да и сам маэстро на пресс-конференции предупредил всех: "Я не педагог", а его фраза "если вы знаете, как научить музыке, то позвоните мне", стала крылатой.

Перед отъездом музыкант во время прогулки по Красной площади и Александровскому саду, ставшей уже традиционной для всех приездов Клиберна в Москву, ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты".

Российская газета: Как та победа на конкурсе Чайковского повлияла на вашу дальнейшую музыкальную карьеру?

Ван Клиберн: Россия меня вдохновила. Она была чудесной, потрясающей. Я все время понимал, что мне повезло, ведь я играл перед столь образованной публикой. Потом после возвращения в Америку последовали различные приглашения от звукозаписывающих фирм, ангажементы и концертные туры по многим странам. В год я давал по 150 концертов, и мне казалось, что я могу намного больше, до 300. Затем я почувствовал, что гастроли выматывают и не позволяют должным образом погружаться в музыку. Знаете, для настоящего музыканта важно именно это - постоянное изучение искусства, занятия за инструментом, возможность полностью отдать себя музыке. Именно этому мне хотелось бы научить молодых пианистов.

РГ: Этому сейчас учат фонд и конкурс вашего имени?

Клиберн: Да, действительно. Но кроме этого для молодого музыканта очень важно почувствовать сильную поддержку, получить возможность для выступлений. Мы стараемся по мере сил, чтобы все это оказалось возможным.

РГ: Действительно ли конкурс им. Вана Клиберна будет участвовать в организации предстоящего конкурса им. Чайковского?

Клиберн: Да, что-то слышал о таком сотрудничестве. Знаю, что будут проводиться какие-то совместные мероприятия нашего фонда и маэстро Валерия Гергиева по координации организационных вопросов, которые очень важны для проведения конкурса имени Чайковского в 2011 году. Меня лично пригласил Гергиев для того, чтобы я выступил перед конкурсантами и сказал напутственные слова.

РГ: А вам нравится давать мастер-классы?

Клиберн: Не знаю (пауза). Я этого никогда не делал. Понимаете, я нахожу музыку саму по себе такой прекрасной. Каждый раз, когда исполняешь произведение, вникаешь в его внутренние смыслы, то слышишь его каждый раз по-новому, открываешь то, что до этого не замечал. Каждое исполнение - это и есть обучение. Учишься у самой музыки. Поэтому нужно просто изучать саму музыку и постоянно заниматься.

РГ: Из каких элементов, на ваш взгляд, складывается хорошее исполнение?

Клиберн: В первую очередь должна быть общая концепция. А музыкант должен обладать возможностями эту концепцию донести до слушателя. Исполнение невозможно без осознания структуры произведения и без понимания того, каким образом ты говоришь посредством фортепиано. Особенно важно то, насколько ты честен в том, что ты делаешь.

РГ: Какие еще моменты в вашей жизни кроме победы на конкурсе Чайковского были столь же яркими и запоминающимися?

Клиберн: Я очень признателен Владимиру Путину за тот восхитительный подарок, который он мне преподнес в сентябре 2004 года, - орден Дружбы. Название ордена очень точно отражает мое отношение ко всем живущим в России и к стране в целом.

Музыка