Как что-то случается в Приморье - автоавария или криминальная разборка, в которых замешан гастарбайтер, сразу поднимается волна недовольства относительно наплыва варягов на Дальний Восток вперемежку с требованиями, адресованными к миграционной службе: ужесточить наказания тех, кто незаконно берет их на работу.
Наказывать, конечно, нужно, но для начала важно разобраться - действительно ли здесь все незаконно и почему. Неурегулированность трудовых отношений между работодателями и трудовыми мигрантами, нарушение приезжими российских законов - зачастую результат "содействия" недобросовестных посредников, культивирующих нелегальный рынок трудовой миграции. Их деятельность прежде всего и должна стать предметом пристального внимания правоохранительных органов и муниципальных образований.
Но у проблемы есть и другой аспект. Что в первую очередь бросается в глаза? Квотный инструмент регулирования рынка иностранной рабочей силы, который по идее и должен был решить все проблемы, не срабатывает. Все вроде бы в руках работодателей: они готовят заявки, субъекты Федерации их обобщают и направляют запрос о потребности территории в дополнительной рабочей силе в центр. Плохо одно: потребность эту нужно определять на год вперед, когда предсказать ее не всегда возможно. Отклонение спроса годичной давности от текущего предложения на рынке труда и порождает волну мигрантов, которых официально не заказывали.
Между тем без привлечения дополнительных рабочих рук Дальнему Востоку сегодня никак не обойтись: за 15 лет население региона сократилось на 1,5 миллиона человек. Из двух миллионов жителей Приморья в экономике занято около половины. Это - с одной стороны. С другой - именно сейчас начата реализация масштабных инфраструктурных проектов: строятся мосты, нефте- и газопровод. Только на объекты саммита АТЭС, который состоится здесь в 2012 году, выделено 280 миллиардов рублей. Если все строительные мощности и кадровый потенциал будут задействованы исключительно на них, потребуется увеличить втрое производительность труда или на столько же увеличить армию строителей. С учетом сопутствующих и вспомогательных производств это потребует дополнительно 170-210 тысяч человек. Тогда как за счет сокращения внутренней безработицы можно надеяться не более чем на 10-12 тысяч.
Все расчеты подтверждают: ускоренное развитие Приморья, Дальнего Востока невозможно без привлечения иностранной рабочей силы, но делать это нужно под цели и задачи приоритетных проектов. На сопредельных территориях проживают около 300 миллионов человек. Это огромный ресурс, и надо грамотно им воспользоваться.
Прежде всего необходимы Миграционные центры, которые концентрировали бы не только бюджетные средства, но и ресурсы местных сообществ - диаспор из стран СНГ, проживающих в регионе. В таких центрах должны работать представители Федеральной миграционной службы, специалисты по медико-санитарному контролю, профессиональному отбору, правовой защите, языку. Тогда в одном месте можно будет сосредоточить весь цикл "предпродажной" подготовки работника с предъявлением "товара" работодателю, а "продажу" организовать на конкурсной основе. В таком случае открываются возможности для эффективной борьбы со стихийным процессом международной трудовой миграции и управления миграционными потоками.
Далее. Нужен единый банк данных о мигрантах - с полной информацией о приезде, передвижении и выезде иностранных граждан из страны. Пора ввести понятие "история мигранта", позволяющее исключить многократный счет одного и того же лица. В этом нет ничего зазорного, зазорно иметь то, что мы имеем.
Следующим шагом должно стать создание единого рынка труда в Северо-Восточной Азии. Но для этого нужны исследования потребностей и возможностей каждой страны, согласование и унификация правовых норм.
На первых порах площадкой для обсуждения организации межрегионального рынка труда могла бы стать рабочая группа АТЭС.