На Вятке прошла межрегиональная конференция "Малый и средний бизнес - новые возможности в условиях открытых рынков ВТО".
Несмотря на название мероприятия, разговор на нем шел, скорее, не о возможностях, а о проблемах, с которыми может столкнуться предпринимательство после вступления России в ВТО. Экономический кризис высветил их еще ярче. Но вместе с объективными причинами, такими как обвальное падение спроса, есть немало субъективных.
Как заметил директор департамента по работе с объединениями предпринимателей Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Быков, за последнее время сделано вроде бы немало, чтобы убрать помехи, препятствующие развитию малого бизнеса. Ограничена частота проверок предпринимателей, сам бизнес наконец-то законодательно разделен на микро-, малый и средний. В два с половиной раза выросла в денежном исчислении его поддержка на уровне федерации.
- Однако когда беседуешь с людьми, они говорят: реальной отдачи от этих мер нет, - сказал Быков корреспонденту "РГ". - Потому что есть хорошие законы, но нет работающих механизмов их реализации. Зато есть привычка чиновников работать по старинке.
Многие выступавшие на форуме предприниматели говорили о проблеме кредитов. Как показывают опросы, для большинства бизнесменов они практически недоступны. Причина проста: банки перестраховываются. Хотя руководство страны давно говорит, что ставка по кредитам для малого бизнеса должна быть приближена в ставке рефинансирования Центробанка. Однако дешевле чем под 18-20 процентов кредиты не выдаются. Плюс к этому банки практикуют еще и дополнительное соглашение к договору, согласно которому при падении оборотов фирмы начинают расти проценты по кредиту. И если первоначально кредит брался под 20 процентов годовых, то в случае ухудшения рыночной конъюнктуры ставка может вырасти до 26. В результате предприниматель продает бизнес, чтобы погасить заем.
Другой аспект - проверки. Они должны проходить не чаще чем раз в три года и продолжаться не более 50 часов в год. Но на практике каждый контролирующий орган считает, что эта норма названа только для него. А если перемножить 50 часов на 40 надзорных структур, станет ясно, что парализовать работу малого предприятия легко. Поэтому ТПП РФ вышла в Государственную думу с предложением срочно изменить эту норму.
Сейчас ТПП РФ заключила соглашение с Генпрокуратурой, чтобы та взяла на контроль обоснованность проверок малого бизнеса. Оно работает, что хорошо видно на примере Кировской области, где запреты прокуратуры на проверки малых предприятий стали постоянными.
Запрет необоснованных проверок - не единственная мера, которой государство намерено поддержать малый бизнес. Так, например, если раньше средства, выделяемые минэкономразвития на поддержку предпринимательства, выдавались регионам на условиях софинансирования в пропорции "50 на 50", то теперь в некоторых регионах она составляет "80 на 20". Фактически регион на каждый рубль, вложенный в эту сферу, получает четыре федеральных.