Кризис - лучшее время задуматься о защите частных инвесторов, заявил вчера глава ВБ по России Клаус Роланд на конференции, посвященной защите прав потребителей на финансовом рынке. Сейчас в него вовлекается все больше и больше граждан. А растущий рынок надо защищать, резюмировал Роланд.
Причем эта проблема, добавил он, актуальна не только для России, но и для развитых стран мира. От финансовых пирамид не застрахован никто, напомнил он о махинациях американского миллиардера Бернарда Мэдоффа.
Не застрахован от них никто и в России, так как их деятельность "не попадает в ведение Федеральной службы по финансовым рынкам", продолжил тему замглавы службы Сергей Харламов. "Попадание", похоже, не планируется и в дальнейшем. Во всяком случае, Харламов не обещал защиты прав граждан и ограничился рецептами: осторожно относиться к тем компаниям, которые предлагают слишком высокие проценты, и ликвидировать недостаток финансовой грамотности. Над соответствующими программами сейчас работают финансовые ведомства, пояснил Харламов.
Однако в ВБ не считают, что безопасность инвестиций граждан - это дело только самих граждан. Старший специалист по частному сектору банка Сью Ратледж отметила, что Всемирный банк обеспокоен тем, что правительство ни разу не сумело помочь гражданам, которые массово теряли деньги не только на фондовом рынке, но и при приобретении жилья. Потому-то, сделала вывод она, у российских граждан отсутствует уверенность в репутации финансовых организаций, а также в том, что они смогут защитить свои права.
В результате в России более 40 процентов населения не имеет доступа к финансовым услугам. Только 16 процентов российских граждан имеют банковские счета и менее одного процента инвестируют свои деньги в акции и облигации. Более того, исследование, проведенное ВБ, показало, что более половины респондентов не обладают навыками адекватной финансовой грамотности и поэтому не могут дать правильные ответы на поставленные перед ними вопросы.
Для того чтобы убрать этот дисбаланс, требуется усилить работу по трем направлениям, пояснила Сью Ратледж. Во-первых, облегчить понимание и доступ к информации при приобретении финансовых услуг. Во-вторых, облегчить доступ граждан к финансовому образованию. И, наконец, в-третьих, обеспечить простой и эффективный путь решения проблем в том случае, если финансовая организация допускает ошибки.
Нельзя сказать, что работа на финансовом рынке не ведется. В России за последнее десятилетие произошли большие изменения в сфере кредитования населения. И хотя рост в 10 процентов по сравнению с 2000 годом есть, это все-таки мало. И скорее всего, потому вновь вернулась она к теме защиты прав потребителей, что граждане плохо ориентируются в финансовых инструментах, которые предоставляет рынок. Равно как и в своих правах. В большинстве случаев, когда можно было бы разрешить финансовую проблему кредитора и заемщика, проигрывает частный заемщик, даже не пытаясь предпринять каких-либо усилий.
Впрочем, виновных в проблемах долгового рынка нашли. Ими оказались коллекторские агентства, которые занимаются выбиванием долгов. Работают они по-прежнему вне рамок правового поля. Более того, их деятельность подпадает под действие уголовного права. При этом нет и органа, который бы осуществлял контроль и надзор за деятельностью этих агентств. Проект закона в ближайшее время будет приниматься Госдумой, парировал Харламов. Но при этом не прояснил, кто же будет контролировать их деятельность. "Говорить о том, что ФСФР возьмет контроль над коллекторскими агентствами, пока рано", - сказал он. Пока примут законопроект, времени может пройти достаточно много. Как быть сегодня? По мнению Сью Ратледж, регуляторам российского рынка необходимо усилить контроль над кредитными брокерами, финансовыми посредниками, страховщиками и коллекторскими агентствами.