23.09.2009 19:00
Культура

В Третьяковской галерее показывают "не игрушки" и бумажную архитектуру

В Третьяковской галерее показывают бумажную архитектуру и не игрушки
Текст:  Виктор Васенин
Читать на сайте RG.RU
В Третьяковской галерее открылись выставки к Третьей Московской биеннале современного искусства. Фото: Виктор Васенин

Сразу две выставки открылись в столичной Третьяковской галерее на Крымском Валу к Третьей Московской биеннале современного искусства.  Первая - "Не Игрушки!?", посвящена игрушке как материалу для творчества художника. Вторая - инсталляция "Massouleum", в которой выставлены произведения "бумажных архитекторов", пополнившие в последнее время коллекцию главной галереи страны.

Не игрушки

"На протяжении всего ХХ века художники неизменно обращались к игрушкам в стремлении выйти за пределы установленных границ "серьёзного" "взрослого" искусства, потерявшего свою игровую природу. Производство картин и скульптур в художественной практике уступает место манипуляциям с "готовыми" предметами из "детского мира" - с куклами, плюшевыми зверями, солдатиками, игровыми автоматами и прочими игрушками как промышленного, так и кустарного изготовления. Данную ситуацию многие психологи склонны воспринимать в качестве инфантильной регрессии - возврата к детскому состоянию", - говорится в заявлении галереи.

На выставке представлены работы более полусотни российских авторов, в разное время использовавших игрушку как материал для ассамбляжей, объектов, инсталляций и перформансов. Ряд произведений, которые будут показаны на выставке, российские зрители увидят впервые. Цель проекта - проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х годов до настоящего времени: от "первого поколения" игрушек, созданных русскими авангардистами, до современных интерактивных инсталляций.

В семи разделах выставки игрушка раскроется как прообраз будущих произведений искусства (раздел "Детский авангард" представит уникальные, никогда ранее не экспонировавшиеся макеты игрушек А.Геснера 1930-х годов), как деструктивный элемент, взрывающий картинную плоскость (раздел "Ассамбляжи"), как фетиш и элемент алтарных форм (в разделе "Магические объекты и алтари"), как автономный "абджект", пребывающий на грани живого и неживого (раздел "Объекты манипуляций"), как предмет концептуального коллекционирования и воспроизводства (раздел "Музей игрушек") и, наконец, как полноценный действующий субъект, способный заменить собой не только произведение искусства, но также и самого зрителя (раздел "Музеи - игрушкам").

Среди участников проекта Павел Аксёнов, Анатолий Брусиловский, Герман Виноградов, дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Константин Звездочётов, группы "Медицинская герменевтика", "Коллективные действия", мастера соц-арта Виталий Комар и Александр Меламид, Ирина Корина, Алексей Кострома, Диана Мачулина, Вячеслав Мизин, Игорь Мухин, Ирина Нахова, Георгий Острецов, Ксения Перетрухина, Ростан Тавасиев и многие другие.

 
Видео: Виктор Васенин

Проблемы, которые затрагивает выставка, оказались актуальными не только для аудитории, интересующейся современным искусством, но и для специалистов в области образования и воспитания, педагогов, социологов, психологов, культурологов. Для обсуждения темы "Игрушка в контексте современной культуры" 14 октября планируется проведение Круглого стола. К выставке будет издан иллюстрированный каталог, подготовленный совместно с Учебно-научным центром по изучению русской культуры XX века им. А.Г.Тышлера при РГГУ.

 

Бумажная архитектура. Mausoleum.

Эта выставка, приуроченная к четвертьвековому юбилею движения "Бумажной архитектуры", сделана в виде инсталляции - в зале спецпроектов "Третьяковки"  зрителей встречает мавзолей, внутри которого - произведения М.Белова, А.Бродского, И.Уткина, М.Филиппова, Ю.Аввакумова, А.Хомякова, Д.Подъяпольского, М.Лабазова, А.Чельцова, Т.Кузембаева, Ю.Кузина. Именно эти авторы стали героями выставки, прошедшей 1 августа 1984 года в редакции журнала "Юность". "Появившись вместе с участием молодых архитекторов в международных конкурсах архитектурных идей как реакция на застой в советской архитектуре 1970-80-х годов, Бумажная Архитектура развилась в особый жанр современного изобразительного искусства, сочетающий черты архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики", - говорится в заявлении галереи. В то же время, совершенно очевидно, что форма, в которой сделана выставка, указывает на иронию ее авторов по отношению к тому, чему этому движению удалось добиться в нашей стране - поместить все эти работы внутрь мавзолея придумал куратор проекта Юрий Авакумов, сам один из "бумажников". Организаторы так комментируют своей проект: "Яркий, хотя и кратковременный успех Бумажной Архитектуры на международной сцене продемонстрировал одновременно и силу одаренных творческих личностей, и общую культурную инерцию, которую эти силы так и не сумели окончательно преодолеть. Инсталляция в Третьяковской галерее выполнена в форме картонного мавзолея, напоминающего одновременно и о Вавилонском зиккурате, который пытались возвести без общего плана разноязыкие строители, и о памятнике Щусева на Красной площади, рядом с которым четверть века назад принимали в пионеры. Утопическая идея построить башню до небес в одной отдельно взятой стране оказалась сказкой, бумажная архитектура так и осталась на бумаге, ее пионеры работают теперь на земных московских стройках, а их заоблачные фантазии упокоены в музейных собраниях".

Арт