На пресс-конференции в Атриуме Большого театра гендиректор Анатолий Иксанов представил новые персоны, введенные недавно на руководящие должности в Большом театре, нового официального спонсора на предстоящий сезон - итальянскую компанию Enel, и впервые - творческие планы на три сезона вперед, включая премьеры в 2011/12 году на Основной сцене Большого театра.
И хотя для публики сезон открылся вполне традиционно - "Борисом Годуновым" на Новой сцене в постановке Александра Сокурова (спектаклем, правда, дирижировал уже не Александр Ведерников, покинувший летом пост музрука, а Павел Сорокин), на дневных мероприятиях - пресс-конференции и сборе труппы - объявили практически революционные новости. Музыкальным руководителем Большого театра стал композитор Леонид Десятников, автор нашумевших "Детей Розенталя". Композитор, не чуждый "внутренней жизни Большого театра", как заметил Иксанов, поскольку в Большом поставили еще два спектакля на его музыку - "Вываливающиеся старухи" и "Русские сезоны" в хореографии Алексея Ратманского. Десятников приветствовал своих "творческих друзей" в труппе, а журналистам разъяснил, что деятельность его в театре должна сводиться к трем простым русским словам: консалтинг, супервизия, психотерапия. Цель: вокруг Большого театра слишком много риторики - "национальный", "государственный", "обязан" и т.п. Большой должен стать нормальным театром, в котором идет все - и русская опера, и статистический репертуар, и современность. В планах - премьера партитуры Десятникова, над которой он сейчас трудится и которую будет ставить Алексей Ратманский, - "Утраченные иллюзии". Будут поставлены балет "Волк" на музыку французского авангардиста Анри Дютийе, балетный диптих: ХIХ-ХХ-ХХI - топ мировой хореографии от Петипа, Форсайта, Баланчина, Пети, до Килиана и Макгрегора.
Среди балетных событий предстоящего сезона руководитель балетной труппы Юрий Бурлака назвал спецпроект для Московской академии хореографии - постановку "Тщетной предосторожности" в редакции Юрия Григоровича, свою работу совместно с Василием Медведевым над балетом Мариуса Петипа "Эсмеральда", "Ромео и Джульетту" в постановке Юрия Григоровича, "Юношу и смерть" по пьесе Жана Кокто, поставленную Роланом Пети в Париже в 1946 году, и "Петрушку" из "Дягилевских сезонов" - в реконструкции Сергея Вихарева.
Новация сезона - конкретная сетка премьер и концертов Большого театра до 2012 года - результат почти полугодовой деятельности нового руководителя отдела творческого планирования Михаила Фихтенгольца. Теперь все должны верить, что Большой театр откроется в 2011 году, поскольку в планах прописано, что 2 октября на Основной сцене состоится первая премьера - балет "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. Через месяц - 2 ноября - "Руслан и Людмила" Глинки, далее - "Кавалер розы" Рихарда Штрауса, "Чародейка" Чайковского и т.д. Премьеры же нынешнего сезона пройдут на Новой сцене: "Воццек" Альбана Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса и "Летучая мышь" Иоганна Штрауса (дирижер Кристоф Маттиас Мюллер, режиссер Василий Бархатов).
В ближайшие годы на сцене Большого появятся режиссеры Анатолий Васильев, Дмитрий Черняков, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов, дирижеры - Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Геннадий Рождественский, солисты ведущих оперных сцен мира. А в октябре в Большом театре начнется спецподготовка новых вокальных сил - откроется Молодежная оперная программа под руководством Дмитрия Вдовина. Сейчас идут отборочные туры в городах России, в Киеве, Минске и Ереване. В октябре восемь певцов из 342, подавших заявки, начнут работать с известными певцами - Евгением Нестеренко, Сергеем Лейферкусом, Ириной Богачевой, Маквалой Касрашвили, Лорой Клейкомб, Вольфом Маттиасом Фридрихом, дирижерами, коучами, концертмейстерами. Все это осуществится, если, конечно, разборки между строителями, заказчиками и государством по поводу реконструкции здания Большого театра не станут главным содержанием сезона.