23.09.2009 11:13
Общество

Вячеслав Муравьев: Томограф на терагерцовых лучах - "прорывной" прибор в медицине

Читать на сайте RG.RU

Человечество не первое десятилетие пытается изобрести чудо-прибор, который бы выявлял на раннем этапе смертельные заболевания. Вскоре эта мечта осуществится.

В начале октября на выставке Роснано будет представлен опытный образец прибора, который умеет по особым излучениям определять наличие болезней в теле в самом "зачаточном" состоянии, "считывать" сквозь закрытую ампулу состав находящихся в ней ингредиентов жидкостей и многое другое. Этот прибор - полупроводниковый генератор и детектор терагерцевого излучения. Его изобрел молодой ученый, сотрудник Института физики твердого тела РАН в Черноголовке Вячеслав Муравьев, который в прошлом году получил за свое ноу-хау "Зворыкинскую премию" и вознаграждение в 1 млн рублей. В интервью электронной версии "Российской газеты" он рассказал о том, где может быть использован ренген нового поколения.

- В чем суть Вашего изобретения и в чем секрет тех самых "терагерцовых излучений", свойства которых используются в Вашем приборе?

- Терагерцовое излучение - это излучение, которые по частоте лежит между микроволновым и световым (инфракрасным) частотными диапазонами. Этот частотный диапазон долгое время оставался неисследованным. Между тем, он обладает громадным потенциалом. Из тех свойств, которые уже сейчас нам известны, можно выделить следующие: это излучение проникает через непрозрачные для световых волн объекты вроде стен и любых неметаллических предметов. Другое свойство - у большинства биологических объектов есть так называемые "отпечатки пальцев" или спектральные особенности в терагерцовом частотном диапазоне. Посветив на объекты этими волнами и произведя измерения, можно сказать, какой объект лежит на приборном стекле.

- Какова сфера применения Вашего изобретения? Как оно изменит жизнь обычных людей?

- Оно может применяться в фармацевтике. Существует множество лекарственных препаратов и иногда надо, не вскрывая пакет, либо не выливая раствор из пробирки, определить его состав и в каких долях какие вещества в нем находятся. В таких случаях наш прибор незаменим. Другая сфера - томография. Известно, что каждая ткань человека имеет свои уникальные свойства в терагерцовом частотном диапазоне. Томография в терагерцовых лучах была бы очень полезна в изготовлении сканов и изображений различных тканей человеческого организма. С ее помощью можно обнаруживать раковые опухоли, так как они также обладают своими уникальными особенностями. Преимущество "нашего" излучения - его абсолютная безвредность для человека. Если ренгеновское излучение, будучи очень высокочастотным, обладает сильным ионизирующим свойством, и из-за этого ткани подвергаются последующим сильным мутациям, то терагерцовое излучение более низкочастотно. Поэтому у него абсолютно отсутствует негативное ионизующее свойство. В этом смысле томограф на "нашем" излучении был бы очень полезным и "прорывным" прибором в медицине.

- Но сейчас также есть мощные приборы, которые могут обнаруживать раковую опухоль на ранних стадиях по температуре на пораженных участках. Чем принципиально эти приборы отличаются от вашего изобретения?

- Да, действительно, раннюю диагностику тех же раковых опухолей можно проводить, например, с помощью позитронно-эмиссонных томографов. Но в мире их всего тысяча, а в России - 10. Стоимость одного такого прибора - 5 млн евро. И он занимает несколько комнат. К тому же нужно, чтобы рядом находилась лаборатория для производства изотопов и прочего материала, который необходим для подобной томографии. Нашему прибору этого не требуется. Он будет стоить в разы дешевле и, возможно, сможет обеспечить гораздо более эффективную чувствительность. Его размер будет соизмерим с размерами человеческого тела.

- В 2008 году Вы стали победителем "Зворыкинской премии" в номинации "Лучшее изобретение" и получили грант на развитие своего проекта. Что для Вас значит эта награда?

- Для меня она стала очень большим событием. Во-первых, потому что показала внимательное отношение государства к таким проектам. Это внимание для меня как для научного сотрудника было очень важно. Во-вторых, важным и нужным оказалось денежное вознаграждение, которое очень сильно поддержало мой проект. Я видел, как во всех номинациях шли баталии за возможность стать победителем. Результат был абсолютно объективен и непредвзят как в моем случае, так и в случае победителей в других номинациях. Так что эта премия является знаковым событием в научной и инновационной жизни России. Надеюсь, что в ее проведении ничего существенно не изменится.

- Что Вам дало участие в этом конкурсе?

- Понимание того факта, что мой проект может представлять значимость для всей страны. Это существенно изменило мое мироощущение.

- В начале октября Вы представляете опытный образец Вашего прибора на выставке Роснано. Насколько он отличается от будущего коммерческого образца? И как скоро можно будет увидеть первый прибор в продаже?

- То, что будет представлено - лишь предварительная версия. Но в будущем приборе принципиально, думаю, будет изменено мало чего. Предполагаем, что через год сможем выпустить первый прибор, который не обязательно будет сильно востребован в обществе. Для нас неочевидно, что все сразу же захотят его купить. Но сама терагерцовая тематика очень актуальна, и я думаю, что через 3-5 лет мы сможем занять обширную нишу в сфере терагерцовых технологий.

- Кто будет первыми покупателями и какова будет рыночная стоимость прибора?

- Он будет стоить до 1 тыс. долл. Самыми первыми покупателями, думаю, станут научноориентированные фирмы. Далее произойдет эмиссия прибора в широкие массы.

 - Согласны ли Вы с тем, что сегодня молодые ученые, кроме фундаментальных научных знаний, должны обладать навыками в сфере предпринимательства? Или же бизнес и наука должны быть разделены?

- Ученый должен понимать свою цену и знать язык предпринимателей, чтобы с ними общаться. Но чтобы в ученом уживался предприниматель, не нужно. Такого рода навыки ученому не обязательны. Каждый должен заниматься своим делом.

 - На Ваш взгляд, какие меры сегодня необходимы для того, чтобы молодых российских ученых не постигла участь Владимира Зворыкина, который вынужден был жить и работать за рубежом...

- Человек выбирает свою профессию в возрасте 20-25 лет. Обычно в это время он уже заканчивает университет и думает, в какую сферу ему податься. Если он выбирает научную стезю, то подается в аспирантуру. Зарплаты у аспирантов совсем невысокие - около 5 тыс. рублей. Поэтому любой нормальный человек в российскую аспирантуру сейчас не пойдет. Самой очевидной мерой привлечения людей в научную сферу является повышение аспирантских стипендий хотя бы до 20 тыс. рублей.

Наука