Для народного артиста России Олега Басилашвили нынешний год стал годом юбилеев.
В 2009-м исполнилось 90 лет Санкт-Петербургскому Большому драматическому театру, в котором работает Олег Валерианович, в августе он отметил 50-летие своего пребывания на сцене и, наконец, 26 сентября актеру исполняется 75 лет. Этот юбилей он встречает на гастролях БДТ в Москве.
Главное - тема
Российская газета: Олег Валерианович, билеты на все спектакли БДТ в столице были раскуплены много недель назад. Как вы думаете, отчего ажиотаж? Неужели в Москве сегодня нет театрального зрелища такого уровня?
Олег Басилашвили: Ну что вы! Здесь есть прекрасные театры, замечательные актеры, дело совсем не в этом. Просто публика несколько соскучилась по серьезному к ней отношению. И она идет в БДТ, зная, что гарантированно встретит такое отношение на наших спектаклях.
РГ: И увидит, наконец, своих любимых актеров. Вот вас и на телеэкране сегодня практически не увидишь. В последние годы вы запомнились зрителям лишь в двух новых ролях - Воланда в "Мастере и Маргарите" и слепого экстрасенса в "Ликвидации". И тот и другой - образы мистические, таинственные…
Басилашвили: Но при этом, согласитесь, совершенно разные! Их объединяет главное - знание природы человеческого духа. И, увы, это оказывается довольно грустным знанием. Они оба понимают, что есть человек и что ничего хорошего от него ждать не приходится.
РГ: И тот фильм, и другой - сериалы, которым вы отдаете в последние годы предпочтение. Неужели с этим жанром сегодня происходят какие-то перемены в лучшую сторону?
Басилашвили: И в лучшую и в худшую. Все чаще случается такое, когда актеру предлагают ознакомиться с содержанием первых двух серий, а остальные сто придумывают по ходу дела. Это уже, скажу вам, полная деградация. С другой стороны, некоторые сериалы начинают приобретать характер подлинного кинематографа, заставляя зрителя чувствовать, задумываться, а не только наблюдать за тем, как льется кровь или как Миша любит Машу. Когда я вижу в сериале тему, тогда я соглашаюсь - с надеждой на то, торопливость сериала - торопливость в постановке, в съемке - не скажется фатальным образом на результате. Но чаще всего она сказывается.
Между Сциллой и Харибдой
РГ: В названных мной картинах торопливости совсем не замечаешь.
Басилашвили: Что касается работы Урсуляка, это, на мой взгляд, блистательное произведение с замечательно играющими актерами и прекрасной режиссурой. Много очень хороших актерских работ и режиссерских решений и в фильме Бортко "Мастер и Маргарита", но если бы этой картине дали больше времени на съемку и побольше денег, то все получилось бы еще лучше. А так съемочной группе приходилось работать по 12 с лишним часов в день, чтобы уложиться в график.
РГ: А вас не раздражает то, что в искусстве все стало меряться деньгами?
Басилашвили: А знаете, сколько мы получали раньше за свои роли в кино? Гроши! Когда я сказал Ирен Жакоб, с которой мы снимались в картине "Предсказание" у Рязанова, сколько я получил за роль, у нее волосы дыбом встали! Но такова была политика государства. Сегодня о такой политике надо забыть, режиссер и продюсер обязаны думать о том, за сколько согласится играть в их фильме серьезный артист, его требования должны находиться во главе угла! Но то, что сейчас в нашем кино деньги, финансовый успех стали мерилом всего - это, конечно, ужасно. Я убежден, что эта болезнь должна со временем пройти и наше кино пойдет по совсем иным дорогам. Конечно, художника на пути его развития поджидают Сцилла государственного финансирования и Харибда свободного рынка, но надо пытаться пройти между этими двумя чудищами так, чтобы остаться живым творчески. И знаете, многие молодые люди подчас находят этот путь! Я являюсь членом жюри "Золотого орла" и "Ники" и - и среди отсматриваемых мною фильмов встречаются настоящие шедевры. И среди нынешних молодых артистов есть равные по уровню замечательным артистам прошлого, а некоторые и превосходят их.
РГ: Есть равные Лебедеву и Копеляну, вашим великим партнерам по БДТ?Басилашвили/ Конечно. Только это не лебедевы и копеляны, а люди со своими именами.
С открытым забралом
РГ: Кроме искусства вам довелось поработать и в другой важнейшей сфере - в политике…
Басилашвили: Да, но я никогда не был политиком! Я пошел в 90-е годы в депутаты лишь потому, что, как тогда многие известные люди, понял, что могу как-то помочь стране - своим авторитетом, своим голосом, всем, чем богат. Сделано было очень много, и то хорошее, что мы имеем сейчас, - полные прилавки магазинов, свобода собраний, передвижения, право частной собственности, - существует во многом благодаря работе, что мы провели в 90-е. Когда наша задача была выполнена, я счел своим долгом отойти в сторону, потому что, как мне тогда казалось, дальнейшим строительством новой системы должны заниматься люди более сведущие - экономисты, юристы, политики. Вполне возможно, что я ошибся. Борис Николаевич Ельцин трижды предлагал мне стать министром культуры, и я трижды от этого отказывался. А мог бы попасть в номенклатуру и сейчас занимать какой-нибудь пост.
РГ: Почему же отказались?
Басилашвили: А мне это было совершенно не нужно. Сейчас в это трудно поверить, но мы шли в политику с открытым забралом, только чтобы, повторяю, помочь людям, стране, в которой они живут. Такое отношение к жизни в актерах БДТ воспитывал Георгий Александрович Товстоногов. Он добивался от нас на сцене правды человеческих отношений, а ее невозможно нащупать, если у тебя нет четкой человеческой и гражданской позиции. Он считал, что гражданская позиция - это необходимое условие для работы актера, ведь если ты пуст, если тебе безразлично все, что происходит со страной и с тобой в частности, - тогда и твой герой пуст. Искусство Товстоногова учило всех нас нравственности.
РГ: Которой с годами становится вокруг все меньше и меньше…
Басилашвили: Увы. Возьмите хотя бы трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС. Ее могло бы и не случиться, если бы руководители станции тратили выделяемые деньги на то, чтобы всю доверенную им технику вовремя проверять и ремонтировать. А получилось, что в стремлении выжать из этой турбины значительно больше, чем она может дать, и, видимо, получить большую прибыль, были превышены какие-то параметры, и в итоге погибли десятки людей.
А газпромовский небоскреб "Охта-центр" в Санкт-Петербурге! Буквально на днях строители добились от властей того, чтобы эта башня в створе Невы, рядом со Смольным монастырем, была высотой не 396 метров, как планировалось раньше, а уже 400 с лишним! Протестуйте, ходите на демонстрации, доказывайте, что не надо уродовать этот город, которым любуются туристы со всего мира, - а мы вам 400 с лишним! Это что - нравственно?
РГ: Вы, как всегда, бескомпромиссны.
Басилашвили: Помните эпизод в "Осеннем марафоне", когда Бузыкин прячется от неприятного ему человека, но все-таки сталкивается с ним нос к носу и этот Шершавников протягивает ему руку? У Володина в сценарии написано "рукопожатие было крепким". Не подать руки - это ведь очень сложно! Это означает оскорбить человека, быть до конца уверенным в том, что тот подлец. А вдруг это не так? Интеллигентный человек редко видит в окружающих что-то определенное, ему всегда все кажется более сложным, чем казалось раньше. Принять четкое решение бывает очень трудно, и поэтому когда нам говорят "иди туда, куда все" - мы туда и идем, потому что, вроде бы, так полагается. Это все конформизм, и мы никогда из него не вылезем, если не будем вырабатывать в себе твердую и бескомпромиссную позицию, называть вещи своими именами.
РГ: А в вашей жизни были моменты, которые вам бы хотелось пережить заново, по-другому?
Басилашвили: Такое бывало в жизни у каждого, в том числе и у меня. Но если бы Господом Богом мне была бы предоставлена возможность что-либо изменить в жизни - я бы подумал … и попытался бы это сделать. Только не знаю, привело бы это к положительному результату, ведь все, что мы делаем, - предопределено свыше. Значит, так было надо, так распорядилась судьба.
Главное событие - внучка
РГ: Как сложился для вас юбилейный год? Что в вашей жизни изменилось?
Басилашвили: В моей жизни изменилось очень многое - у меня родилась внучка, и это сейчас для меня главное событие. А что касается последних ролей, то я очень благодарен судьбе, которая послала мне таких интересных режиссеров, как Темур Чхеидзе, нынешний художественный руководитель БДТ, в постановке которого "Дядюшкин сон" по Достоевскому я сыграл очень трудную, ответственную, но и очень интересную роль. В кино я сейчас снялся в фильме "Марево" у Константина Худякова, это фильм о юном Гоголе, который встречается с некоторыми своими героями, в том числе со старосветскими помещиками, которых мы с Алисой Фрейндлих и играем. Было еще несколько ролей и в кино, и в сериалах, и в театре, так что на незагруженность я не жалуюсь.
РГ: И что помогает вам справляться с нагрузками ?
Басилашвили: Конечно, прежде всего семья - жена, дочери мои любимые, эта маленькая внучка, которой желаю ей и счастья и любви, это дом, который окружает тебя заботой. Безо всего этого не прожить. Как и без театра, сцены, на которую смотрят тысячи глаз, давая тебе энергию, сильнее которой нет. Я не могу сказать, что для меня сегодня главнее. Наверное, все вместе!
Десять самых известных киноролей Олега Басилашвили
- "Раба любви"
- "Служебный роман"
- "Осенний марафон"
- "О бедном гусаре замолвите слово"
- "Вокзал для двоих"
- "Противостояние"
- "Яды, или Всемирная история отравлений"
- "Идиот" - сериал
- "Мастер и Маргарита" - сериал
- "Ликвидация" - сериал
Десять самых известных театральных ролей Олега Басилашвили
- "Три сестры"
- "Ревизор"
- "История Лошади"
- "Пиквикский клуб"
- "На всякого мудреца довольно простоты"
- "Ревизор"
- "Энергичные люди"
- "Дядя Ваня"
- "Квартет"
- "Дядюшкин сон"
Статья публикуется на сайте в полной версии