Впервые в наблюдательный совет госкомпании войдут представители Госдумы и члены Совета Федерации. Таким образом, подчеркнул вчера глава минтранса Игорь Левитин на заседании общественного совета ведомства, у госкомпании "Российские автомобильные дороги" будет лучше связь с населением через их представителей в законодательных органах.
По данным экспертов, недалеко от дорог, как автомобильных, так и железнодорожных, очень много незаконно захваченной земли в частном пользовании. Теперь транспортникам придется возвращать те участки, которые были незаконно изъяты, что, естественно, может вызвать возмущение у их "владельцев". Левитин отметил, что в этой ситуации очень важна обратная связь с гражданами. Кроме того, разрешить конфликтные ситуации могут помочь и члены общественного совета.
Такое отношение к жителям при строительстве дорог будет важно и в рамках госкомпании "Автодор". Только на первоначальном этапе в ее управление планируется отдать почти 2 тысячи километров дорог. В 2010 году предполагается в доверительное управление госкомпании передать более 3 километров дорог. К 2015 году есть планы довести протяженность переданных в доверительное управление госкомпании автомобильных дорог до 6 тысяч километров, а также по мере создания и платные участки на автодороге М-3 "Украина", М-7 "Волга", М-5 "Урал".
Конечно, перечисленные дороги станут платными не целиком, а только на наиболее загруженных участках, по которым будут проведены работы по реконструкции либо строительству обходов населенных пунктов. Госкомпания будет управлять и уже действующим 40-километровым платным отрезком дороги - обход города Хлевное в Липецкой области. Причем участок, можно сказать, уже приносит прибыль. В 2008 году расходы на его содержание составили 24 миллиона рублей, а доходы от сбора платы за проезд - 118 миллионов рублей.
Эксперты отрасли очень рассчитывают, что госкомпания будет получать средства от сборов за проезд по платным дорогам и доходов от эксплуатации других трасс. Взимание платы планируется осуществлять исходя из экономии времени в пути, затрат на эксплуатацию автомашин, повышенных мер безопасности и современных стандартов экологии, сказал Кельбах. И к 2015 году за счет этих источников дохода госкомпания сможет полностью покрывать все затраты на содержание переданных ей в доверительное управление дорог, а после 2020 года полностью покрывать расходы на обслуживание финансовых и долговых обязательств перед инвесторами и кредитными организациями по привлекаемым внебюджетным средствам. Причем важным преимуществом "Автодора" будет то, что ей не придется "гнаться" за "освоением" средств. Не секрет, что дорожники получают деньги на строительство дорог в середине года, а прокладывать ее надо и первые шесть месяцев. Это не только создает финансовые затруднения для заказчика и подрядных организаций, но и приводит к значительному удлинению инвестиционных циклов в отрасли, объективному ухудшению качества выполняемых работ из-за позднего доведения лимитов и "висящей" необходимостью полной реализации средств до конца года. У госкомпании будут полномочия, позволяющие избежать таких моментов и иметь необходимые средства в нужное время. Она сможет применять различные механизмы финансирования. Выпускать долгосрочные облигации, участвовать совместно с инвесторами в акционерном капитале проектных компаний, заключать долгосрочные строительные контракты "под ключ" с оплатой после приемки объекта или по окончании гарантийного срока. У "Автодора" появится возможность формировать резервы и привлекать средства на финансовом рынке для обеспечения своих обязательств в качестве заказчика, подчеркнул Кельбах.