"РГ" уже писала о том, что в Воронежской области родные погибших силовиков начали в массовом порядке выигрывать суды против военкомата ("Шестнадцать лет спустя", номер от 3 сентября 2009 года www.rg.ru/2009/09/03/reg-roscentr/dolgi.html).
Им выплачивают пенсии по потере кормильца за прошлые годы. Недавно эта история получила продолжение.
Адвокат Николай Шишаков, который ведет дела многих вдов и матерей погибших военных, обратился в облправительство, предлагая поднять проблему на федеральном уровне. Чтобы уточнить раз и навсегда трактовку ФЗ № 4468-1 о пенсионном обеспечении служащих силовых структур и членов их семей. Статья 45 этого закона определяет право на назначение повышенной пенсии. Чиновники в погонах уверены, что его имеют лишь участники боевых действий. А независимые юристы объясняют: закон предусматривает три вида пенсии, один из них - по случаю потери кормильца - относится к нетрудоспособным членам семьи военнослужащего. И нет оснований думать, что в 45-й статье этот вид пенсии не имеется в виду.
Из того же соображения исходят и суды (в области вынесено уже около сотни решений в пользу граждан), и военная прокуратура Воронежского гарнизона (за минувший год она подала 16 исков в интересах вдов Героев СССР и Героев РФ). В итоге пенсионерам минобороны выплачено почти восемь миллионов рублей. Но на позицию силовиков это не влияет - они не намерены по собственной воле выплачивать повышенные пенсии родным погибших военных. Экономят бюджетные средства. Военный прокурор гарнизона подал иск в защиту прав неопределенного круга лиц - вдов военнослужащих, участников боевых действий - требуя увеличить им пенсии по потере кормильца согласно статье 45. Обращение еще не рассмотрено. Адвокат Шишаков считает, что помочь силовикам прозреть должен некий подзаконный акт. Но юристы облправительства ответили, что в этом нет нужды: проблема не в законе, а в том, что он не исполняется.
Выходит, что все, кто имеет право на повышенную пенсию по потере кормильца, должны доказывать это в суде. Тратить время, деньги и силы.
В межрегиональном общественном благотворительном фонде "Право Матери" (http://mright.hro.org) рассказали, что ситуация характерна для многих регионов страны. Фонд бесплатно ведет дела членов семей Героев и ветеранов с 1999 года. Недавно, к удивлению общественников, в дело матери Героя РФ Натальи Фирсовой включилась прокуратура - ее представитель пришел на заседание коллегии судей (где по закону не обязан был присутствовать) и заявил, что отказы силовиков - вопиющее нарушение закона.
Военкоматы методично обжалуют решения судов, доходят до Верховного суда, не получают поддержки и там, но… не сдаются. Госслужащие - судьи и военные - по разные стороны баррикад, и прервать их затянувшееся противостояние одни правозащитники не в силах. Может, кто еще возьмется?
Анна Мукасеева, юрист фонда "Право Матери":
- В комментарии к тексту в "РГ" "Шестнадцать лет спустя" сотрудник воронежского военкомата Михаил Муравьев выразил надежду на то, что Верховный суд поддержит позицию "всех силовых структур" и отменит решения судов. Однако Президиум Верховного суда РФ еще в 2000 году изложил свою противоположную позицию по этому вопросу - в постановлении от 2.02.2000 г. № 213пв-99пр. Свою позицию суд активно поддерживает - им оставлены без изменения решения о повышении пенсий в соответствии со статьей 45 по делам родителей Героя России Жидковых, матери ветерана боевых действий Лилии Андренковой и других.
Муравьев заявил также, что, если Верховный суд признает правоту военных чиновников, они будут требовать возврата выплаченных денег. Но возврату подлежит только необоснованное обогащение, а пенсии и пособия (в соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ) не являются таковыми и взысканы обратно быть не могут. Хотелось бы думать, что воронежский чиновник не хотел "предостеречь" членов семей военнослужащих от законного обращения в суд.
В одном Муравьев прав: "все силовые структуры", которые ответственны за исполнение данного закона, с завидным упрямством трактуют его не в пользу матерей, жен и детей тех, кто отдал жизнь Родине. Так, жалобу в Верховный суд по делу Татьяны Жидковой подал не только нижегородский военкомат, но и замминистра обороны РФ, который вообще не являлся стороной дела…
Силовики пытаются помешать выплате пенсий, предпочитая тратиться на бессмысленные судебные процессы. Юрлицо за подачу кассационной жалобы платит тысячу рублей - в масштабах страны такие расходы колоссальны. А деньги на них берутся из бюджета, о котором так пекутся представители военкоматов.