В свое время благодаря одному из прежних вятских губернаторов родилось крылатое выражение - "модель вятской экономики". Что она представляет собой сегодня? Насколько конкурентоспособна в масштабах страны? На эти и многие другие вопросы в интервью "РГ" ответил губернатор Кировской области Никита Белых.
Российская газета: Никита Юрьевич, как вы оценили состояние экономики региона, когда 8 месяцев назад вступили в должность губернатора?
Никита Белых: Пожалуй, не до конца была ясна ситуация с предприятиями, находящимися в состоянии банкротства, и с некоторыми направлениями АПК. Но сейчас для меня "белых пятен" в экономике региона нет.
Хорошо, что у области есть неплохой потенциал сразу в нескольких сферах. В частности, это лесная отрасль, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, пищевая и химическая промышленность, производство стройматериалов. Плохо, что этот потенциал не реализован до конца. Например, есть неплохой задел в сфере биотехнологий, но опять же, пока только на уровне научных разработок.
РГ: Один из федеральных чиновников, говоря о Кировской области, бросил как-то: "Здесь все делается медленно!" Это характерно и для вятского бизнеса?
Белых: Действительно, есть некоторая медлительность по отношению к другим. Но с другой стороны - некая хозяйственная порядочность. Например, в вопросах, связанных с банковскими кредитами. Не возвращать их однозначно считается неправильным, чего не скажешь о других регионах.
К сожалению, приходится признать, что вятские предприниматели в большинстве своем пока энтузиазмом, пассионарностью не блещут. Хотя это не "родовой признак", а следствие того, что длительное время поддержка предпринимательства ограничивалась больше формальными процедурами. Эти настроения необходимо менять как за счет практической деятельности, так и открытости власти. Необходимо перенастроить на позитивное и восприятие региона федеральными чиновниками и крупным бизнесом.
РГ: Многие уже обратили внимание на то, что в регионе изменилась система госзакупок. Это осознанная политика?
Белых: Госзакупки всегда были объектом, интересным для коррупции. Как говорится в одной пословице: слон - это муха, сделанная по госзаказу. Те новые процедуры, которые мы вводим на торгах, направлены на максимальный общественный контроль. Мы стараемся не только до предела упростить и сделать прозрачной саму процедуру торгов, но и обеспечить ее дальнейшее сопровождение. Это уже позволило сэкономить десятки миллионов рублей.
РГ: В этом году в Кирове появятся магазины федеральных торговых сетей. За "первой ласточкой" последуют другие?
Белых: Что касается конкретно продуктового ритейла, до конца этого года в Кирове должно появиться до десятка продуктовых магазинов разных федеральных сетей. И еще десятка три - в следующем. Но это не самоцель - привлечь именно ту или иную торговую сеть, важнее - создать конкуренцию. Наша работа заключается в создании условий для такого бизнеса и в информировании о нашей позиции бизнесменов на федеральном уровне. Они должны знать, что Кировская область заинтересована в появлении на своей территории таких магазинов, что никакие препятствия для них создаваться не будут.
РГ: Считается, что сетевики "тянут" в регион своих поставщиков, оставляя местных без рынков сбыта. Согласны с этим?
Белых: Это надуманное мнение, которое в регионах создают местные торговые монополисты. В условиях рынка в конечном итоге положение действующих производителей будет определять только соотношение цены и качества, и ничто иное. И сети будут отдавать предпочтение тем, у кого товар лучше и дешевле. Поскольку у них нет задачи собирать деньги только за присутствие того или иного товара на полках, они заинтересованы в обороте. А значит, в том, чтобы предлагать людям продукцию, которая их больше устроит. Я считаю, местным поставщикам нет смысла бояться прихода торговых сетей, поскольку большинство вятских предприятий пищевой промышленности вполне конкурентоспособны.
РГ: На что может делать ставку Кировская область, чтобы не "выпасть" из общего экономического процесса?
Белых: Мы не можем похвастаться тем, что есть у многих других регионов. У нас нет нефтяных или газовых запасов, крупных металлургических производств. И в традиционной конкурентной борьбе мы им проиграем. Но у нас есть людские ресурсы, очень неплохая, и это признают в федеральном центре, система школьного образования. Поэтому лучшее, на что мы можем сделать ставку, - креативное мышление. Но чтобы креатив был "поставлен на поток", нужна определенная среда. Создание этой среды - вопрос даже не денег, а новых подходов. Чтобы творческим людям было здесь интересно жить и работать.