24 сентября в центре современной культуры "Гараж" прошло торжественное открытие главного проекта Третьей Московской биеннале. Несмотря на то, что некоторые выставки работают уже несколько дней, например, "Не игрушки!?" в Третьяковке и два кураторских проекта художников СНГ в центре искусств Церетели, официальный старт дан только вчера. На этот раз биеннале управляет только один куратор, знаменитый Жан-Юбер Мартен, и его универсальный подход заменяет коллективную работу кураторской группы. Художникам из двадцати пяти стран не дана специальная тема; название проекта "Против исключения" означает отсутствие каких-либо рамок или ограничений, при этом каждый участник представляет не только себя, но и собственную культуру в целом.
Уже в середине дня у ворот собралась толпа. Оказалось, что огромный Бахметьевский гараж не может вместить всех пришедших на вернисаж. Современное искусство привлекает к себе все больше внимания, и ожидается, что за месяц работы выставки ее посетят несколько десятков тысяч человек. Благодаря Мартену Третья биеннале более однородна, чем предыдущие, которые походили на предварительные наброски и привлекали скорее оригинальностью мест экспозиции, чем продуманной концепцией и громкими именами. Два года назад, например, для главного проекта была выбрана недостроенная башня "Федерация", на первой биеннале это был закрытый Музей Ленина. Культурный центр "Гараж" все-таки подходит для этой цели больше.
Сразу у входа встречает настоящий водопад. Капли воды на секунду складываются в слова, выбранные компьютером из новостных лент. За водопадом скрывается курятник. Бельгийский художник Ван Мехелен уже 10 лет скрещивает кур из разных стран. Получившиеся гибриды-космополиты выставлены рядом с живыми в виде чучел. Все это он делает ради дружбы между народами. Действительно, проект "Против исключения" многонациональный. Здесь есть живопись по мотивам австралийских аборигенов художницы Риджины Уилсон, африканские идолы, мусорщики Рио-де-Жанейро Вика Мюниса. Из отечественных художников трудно не заметить милитаристские рисунки художника-аутсайдера Лобанова, который полжизни провел в сумасшедшем доме, и живопись Павла Пепперштейна в русле им самим придуманного направления "нацсупрематизм". Сверкающие небоскребы городов будущего поместил в ржавые мусорные баки Александр Бродский. Общественность должна задуматься! О судьбе бумажной архитектуры, о экологических проблемах, о толерантности, о смерти, наконец. Концепция биеннале - против исключений.
Выставка построена как большой лабиринт, и последнюю комнату занимает китайская инсталляция "Дом престарелых". С лязгом сталкиваются друг с другом инвалидные кресла, в которых сидят мертвые старики. В продолжение темы концептуалист Юрий Альберт предложил премию для московской биеннале, и вчера ее получил художник из Бенина Ромуальд Азуме. Ему вручили почетный диплом, а материальную часть организаторы потратят на похороны лауреата, если ему приведется умереть до следующей Московской биеннале. Так Альберт предлагает обратить внимание на серьезность искусства, которое служит не только развлечению.