27.09.2009 18:11

Познер получил ТЭФИ за вклад в отечественное ТВ, А Хрюша - за чистоту русского языка

Текст:  Сусанна Альперина
Читать на сайте RG.RU

В субботу в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре, состоялся академический вечер. Театр, вмещающий в себя 900 зрителей, был битком набит академиками. Телеакадемиками. Они собрались на вручение юбилейной премии ТЭФИ в категории "Лица". Как сказала о них одна из ведущих церемонии, актриса Ксения Раппопорт, учитывая значение телевидения, "самые влиятельные люди страны".

На самом деле эта 15-я по счету ТЭФИ была, пожалуй, самой странной за всю историю премии.  Несмотря на то, что в свое время ТЭФИ вручали даже в здании Академии наук.

Итак, ТЭФИ сменила город прописки, более того в этот же вечер футбольный поединок выиграл питерский "Зенит", о чем со сцены сообщил один из "вручантов" - звезда футбола Владислав Радимов. "Золотых Орфеев" телевизионным деятелям вручали такие люди, как директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский, ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев, директор Русского музея Владимир Гусев, Генеральный директор музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая, главный режиссер Государственного академического Александринского театра Валерий Фокин. Не было разве что Валерия Гергиева. Казалось, что канал "Культура", который отсутствовал на премии по причине выхода из состава академии ВГТРК, все же незримо витал над всем происходящим в Михайловском театре. Все эти люди, одним своим присутствием словно поднимали уровень отечественного ТВ. А директор Русского музея Владимир Гусев даже подарил победителям двух номинаций, в который он вручал приз - Ларисе Гузеевой ("Ведущий ток-шоу") и Марианне Максимовской ("Ведущий информационно-аналитической программы") бесплатные входные билеты  в музей на предстоящий год.

Было на сцене театра и  "Лебединое озеро" - танец маленьких лебедей вдохновенно исполнили артисты Театра рук "Handmade", которые срывали аплодисменты и крики "Браво!" за все оригинальные заставки между выходами на сцену номинантов.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая открыла церемонию, первой напомнила, что Питер - родина телевидения. Именно отсюда был отправлен первый телесигнал и здесь появился первый телевизор.

Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин зачитал приветствие от Дмитрия Медведева, а глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский - от Председателя правительства Владимира Путина. Как сказал позже президент телеакадемии Михаил Швыдкой - "как-то совпало, что они - петербуржцы". Михаил Сеславинский явно был в ударе и порадовал зал шуткой о том, что Швыдкому нужно дворец для ТЭФИ в Питере просить, а уж ему - Сесавинскому - дать в этом дворце каморку под лестницей, где он будет литературным секретарем у членов Общественной палаты, телеакадемиков Николая Сванидзе и Тины Канделаки, чем задал церемонии непринужденный ход.

Первый блок, в котором вручались награды за информационное вещание, вели дикторы Анна Шатилова и Евгений Кочергин. Когда они сели за установленный на сцене стол - подтянутые, нарядные, с великолепной выправкой и отлично поставленными голосами, сразу стало понятно, что школа телевидения в нашей стране все-таки существует.

Самым трогательным моментом церемонии было вручение Владимиру Познеру заслуженного, хотя бы за 14 лет президентства в телеакадемии, специального приза "За вклад в историю отечественного телевидения". Зал встал и долго рукоплескал телеведущему. В ответ Познер произнес проникновенную речь. И - о, великая сила телевидения - из трансляции премии на Пятом канале (Санкт-Петербург) вырезали его слова благодарности Михаилу Горбачеву и Александру Яковлеву, которые, по его собственному признанию, он сказал преднамеренно.

Не менее сентиментальным для зала был момент получения "Орфея" программой "Русский язык вместе с Хрюшей и ... ". Тем более, что передаче "Спокойной ночи, малыши" недавно исполнилось 45 лет. "Мама Степашки", актриса Наталья Голубенцева, за него и за Хрюшу проиграла на сцене забавную сценку о чистоте русского языка, обыгрывая слова "йогУрт", "кофе" и "блин". В данной аудитории это выглядело очень актуальным.

Специальными призами телеакадемии был награжден информационный канал "Вести 24" - детище ВГТРК и партнер нашей газеты (особые поздравления!). Канал вещает чуть более трех лет, но, по словам его руководства, произнесенным со сцены, хорошо осознает, что "информация - это оружие" и считает, что "наш меч - остр".

Впервые в истории и ТЭФИ, и российского телевидения почетная грамота была вручена замечательному санкт-петербуржцу, телережиссеру Александру Белинскому (зал встал во второй раз), который ровно полвека назад выпустил свой первый телеспектакль. Белинский читал со сцены стихи своего земляка Александра Володина.

Еще один спецприз получил замечательный писатель Даниил Гранин, что также сделало честь всему происходящему.

Лариса Гузеева, обладательница целых двух ТЭФИ (на получение второй в номинации "Развлекательная программа. Образ жизни" на сцену вместе с ней вышло восемь женщин, работающие над программой Первого канала, идущей в прайм-тайм "Давай поженимся) танцевала на сцене "Цыганочку". Программа "Большая разница" обошла в номинации "Юмор" "Дежурного по стране" Михаила Жванецкого. В номинации "Ситком" "Моя прекрасная няня" соперничала с "Папиными дочками" и выиграли последние. Тина Канделаки и никто из представителей канала СТС не вышли получать "Орфея" за победившую в номинации "Телеигра" программу "Самый умный", хотя были времена, когда Тина по три раза меняла наряды за одну церемонию ТЭФИ. Дмитрий Шепелев, выигравший вместе с коллегами по ведению "Евровидения 2009" номинацию "Ведущий развлекательной программы", признался, что провел во время международного конкурса  80 пресс-конференций за кадром и всего несколько минут в прямом эфире. Михаил Дегтярь - лучший репортер, по мнению телеакадемиков, читал со сцены стихи Арсения Тарковского.

Шесть раз со сцены благодарили Константина Эрнста. А один из вручающих премии глава Санкт-Петербургского Союза Кинематографистов, кинорежиссер Дмитрий Месхиев произнес проникновенную речь по поводу того, что наш кинематограф жив, благодаря телевидению. "Я выношу благодарность руководителям тех каналов, которые занимаются кинопродюсированием", - сказал он.

И все же без ВГТРК, НТВ и ТНТ праздник был неполон. Как ни старались устроители - многие лица были показаны в кинохронике - все же не хватало имен и репортеров, и телеведущих, и юмористических программ. В номинациях, касающихся художественных фильмов и сериалов и исполнителей в них главных ролей этот пробел был особенно заметен. Смогли бы конкурировать "Ранетки", "Тяжелый песок", "Олимпиус Инферно" и документальная картина "Мой муж - гений", номинированные на ТЭФИ 2009, с представителями того же жанра на этих трех каналах (вспомнить хотя бы документальные фильмы  "Моцарт" или "Метро" Елизаветы Листовой)? Церемония окончилась словами сожаления Михаила Швыдкого по этому поводу. И на сегодняшний день общая картина такова: помимо общенациональной  ТЭФИ, существует отдельная премия "Профессия - репортер" на НТВ, и буквально на этой неделе создана новая телепремия для спутниковых и кабельных каналов (отцы-основатели - Эдуард Сагалаев и Карен Шахназаров). При перспективах развития цифрового телевидения в нашей стране не логичнее было бы объединиться?

А то может так случиться, что программе "Большая разница" придется пародировать не только программы и сериалы, но и вручение телепремий.

Комментарии

Руслан Сорокин, генеральный продюсер программы "Большая разница":

- Какие ощущения, когда выигрываешь у Жванецкого?

- Стыдно. Более того, мы сделали отдельную пародию на Михал Михалыча, на его программу "Дежурный по стране", которую покажем в ближайшее время. И очень жаль, что Жванецкий не смог присутствовать на этой записи, как гость в студии. На самом деле более справедливым было бы, если бы академики разделили награду между двумя программами, как это получилось в номинации "Интервьюер", когда "ТЭФИ" получили и Познер, и Берман с Жандаревым. 
 
Николай Сванидзе:

- Николай Карлович, вас очень не хватало вашей программы "Исторические хроники" в номинации "Программа об истории".

- Ну что поделаешь. Будем надеяться, что когда-нибудь настанут другие времена.

Даниил Спиваковский, актер:

- Даниил, вы получили ТЭФИ в номинации "Исполнитель мужской роли в фильме/телесериале" за роль Льва Ландау в картине "Мой муж - гений". У вас были два достойнейших конкурента Владимир Ильин ("Сыщик Путилин") и  Игорь Костолевский ("Время счастья").

- Это - моя первая награда. Я номинировался на все наши кинематографические и театральные премии и никогда ничего не получал. Поэтому я очень горд, что был в списке с Владимиром Ильиным и Игорем Костолевским. Но это же итоги голосования телеакадемиков. Нас с этими артистами объединяет то, что мы все были под крышей театра имени Маяковского. Мы все - коллеги. Все рады друг за друга. Завтра будет новый день, новые победы и работы.

- Фильм "Мой муж - гений" был воспринят настолько неоднозначно, что Первый канал даже организовывал специальное ток-шоу, где его обсуждали.

- Много проектов, в которых я участвовал - скандальны и обсуждаемы. Такова наша профессия - давать повод для споров. Я, касательно этого, только горд!

Игорь Костолевский, актер:

- Вы знаете, я ни на что собственно и не рассчитывал, поскольку понимаю: то то, что я сыграл - это роль не на премию. И у меня даже не было никаких амбиций по этому поводу. Но находиться в компании, скажем, Володи Ильина - замечательного артиста, было очень приятно. И радостно, что Спиваковский смог выиграть. Для меня эта премия - больше повод приехать в Санкт-Петербург и посмотреть: я никогда не был на ТЭФИ, не видел этих номинаций. Для меня важно увидеть людей, с которых я давно не общался.

- А вы сами телевизор смотрите?

- Да, но редко.

- Какой актер в фильме или сериале вам запомнился за последнее время?

- Владимир Машков в "Ликвидации". Наверняка, и в этом сезоне были талантливые и интересные работы. Просто я не видел.

Михаил Дегтярь, репортер (ТВ Центр):

- Михаил, вы понимаете, что премия была неполной. Репортеры НТВ, программа "Специальный корреспондент" - остались вне номинаций. Сожалеете об этом?

- Нет. Я совершенно искренне считаю, что они сегодня работают не на таком уровне, чтобы их отсутствие как-то замечалось. Кто-то из них работает лучше, кто-то хуже, но их присутствие на этом конкурсе ничего бы не изменило. Потому что многие из них стали забывать, что главное - это профессия. Многие занимаются политикой, а где политика, там не место творчеству. К сожалению, это - так. Проверено неоднократно. Я сам был политическим обозревателем ВГТРК и очень хорошо это знаю. Там, где нужно сделать то, что просят, это со свободой творчества не сочетается.

- А как же школа репортажа, которой известны эти каналы?

- Так это же было давно. Другая школа, другое телевидение, другие задачи. Сейчас задача НТВ - пугать зрителя, подавать страхи, ужасы и так далее. Посмотрите на темы их спецрепортажей. Нельзя играть с такими, делать из этого телеискусство. Я, кстати, много лет запрещал своими репортерам делать передачи про инвалидов и про фильмы ужасов. Вызвать сочувствие таким способом очень просто. А вот попробуй сделать репортаж вроде бы ни о чем, но, чтобы это брало за душу.