Выставка "Против исключения" в центре современной культуры "Гараж". Фото:Борис Пясецкий
Неподготовленному зрителю непросто разобраться в двух сотнях выставок Московской биеннале, да и специалиста берет оторопь. Такой пир духа да почаще бы, казалось всего месяц назад. Сейчас оказывается, что возможности человека не безграничны. Не то что даже всюду, а и все выставки, которые по настоящему хотелось посетить, попасть физически не удается. Мы подготовили гид по главным и самым интересным проектам биеннале, чтобы сориентировать читателя РГ и помочь не потратить время на чепуху.
О главном проекте биеннале, который носит название "Против исключения", мы писали здесь. Следующий по важности - кураторский проект живого классика современного искусства Олега Кулика. Кулик давно сбросил маску человека-собаки и смотрит на акционизм 90-х свысока. Новая сфера его интересов --"пространственная литургия". В прошлом году Кулик опробовал этот жанр работы с пространством в огромном проекте "Верю"! на ВинЗаводе. На биеннале Кулик получил самую большую площадку, 5.000 кв. метров на верхнем этаже ЦУМа. Целый месяц команда Кулика воспроизводила самые знаменитые перформансы прошлых лет. Эти ремейки, числом 40 штук, снятые на видео как театр теней, непрерывно в течение месяца воспроизводятся в лабиринте из матовых экранов и шуршащей пленки. Получилась романтическая монография по истории Московского акционизма, составленная участником событий. Даже человек, не сведущий в истории современного искусства, в самом дальнем углу лабиринта узнает человека-собаку, азартно кидающегося на длинноногих девиц. Золотые были времена.
О "Русском Бедном" слышали многие, но мало кто видел. С этой выставки начал существование Музей современного искусства в Перми. Вывоз "Русского Бедного" в Москву на биеннале - первые гастроли нового музея. Идея выставки проста, как Буратино: произведения на ней созданы из подножных материалов, доступных каждому - дерева, ржавой посуды, картона и т.п. Это направление впервые появилось в Италии и называлось arte povera, или "бедное искусство", но итальянская "бедность" изобразительных материалов имела политические корни. Специфика отечественного варианта бедного искусства--не политические, но материальные затруднения. Кто поможет бедным художникам, кроме них самих? Многоопытный куратор Марат Гельман сделал из бытового мусора конфету. Под руководством многоопытного куратора Марата Гельмана русские художники сделали из бытового мусора конфету. На Красном Октябре, 3 этаж.
Там же, на бывшей фабрике Красный Октябрь, проходит еще 4 выставки. Среди биеннальского изобилия не стоит тратить на них время, но на минуту обязательно нужно зайти на финский проект "Одна революция в минуту" (2 этаж, за молодежной выставкой "40 жизней 1 пространства"). Неторопливое вращение восьми шестиметровых пластиковых балок почти на уровне пола наполняет пространство и напоминает о машинах, которые когда-то работали здесь. Медитативное и эстетское зрелище.
ВинЗавод, как всегда, переплюнул всех по масштабу. 2 выставки обязательны: Это
"Ночь перед наступлением" Александра Бродского. Это самая большая из работ бумажного архитектора. Похожие на обычные садовые теплицы домики, заполнившие Большое Винохранилище--на самом деле палатки военного лагеря, готового назавтра сняться и в бой... Великолепная тревожная атмосфера.
Ярмарка российского современного искусства "АРТ-Москва" в ЦДХ. Фото:Виктор Васенин
И "Кудымкор -- локомотив будущего" в галерее "Проун" представляет творчество забытого художника Петра Субботина-Пермяка, который в 1919 году уехал в Пермь комиссаром искусств - так же, как Шагал в Витебск. Все жители коми-пермяцкого села прониклись авангардистским проектом и служили искусству до смерти Субботина-Пермяка в 1926. А за этим творческие мастерские были преобразованы в ремесленные училища... К счастью, в местном музее сохранился архив, несколько лет назад перевезенный в Пермскую художественную галерею. После летней выставки в Перми куратор Екатерина Деготь привезла ее в Москву.
Если останутся силы, можно дать отдохнуть глазу на выставке мастерской Ван Лисхаута в цехах Белого и Красного "Город рабов". Этот маленький самодостаточный город--новая утопия для офисных работников. Здесь никакой труд не пропадает втуне и все идет в ход, а непригодные работники перерабатываются в пищу в гигантской мясорубке. Немного отталкивающе, но в целом не страшно. Как социальный прогноз этот проект немного запоздал. Может быть, где-нибудь в странах 3-го мира, вкусивших поменьше цивилизации, он произвел бы большее впечатление.
Ну и еще - интересная интернациональная выставка абстрактной живописи в новой галерее ART+ART: Питер Хейли, Пьер Сулаж, Пузенков, немного неожиданный Кошляков (живопись на полиэтилене и металлические конструкции, изображающие поверженные Эйфелеву башню, аэробус "Боинг" и другие символы цивилизации) в галерее Гельмана, очередные провокации группы ПГ в новой галерее "Жир". У одной из работ стоит охранник и запрещает фотографировать. Знакомые с творчеством ПГ могут догадаться, что она изображает.
Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке, дает две выставки, "Второй Диалог" и "Личинки Будущего". В обеих участвуют малоизвестные столичному зрителю художники из стран СНГ и из глубины России. Мастерство кураторов обеих выставок, Ирины Яшковой и Конст. Бохорова, позволило отобрать действительно интересные проекты. Стоит отметить инсталляцию "12 месяцев" пермяков Солнечного и Белова и забавный проект Ильи Красильникова из Свердловска, пропагандиста конспиративного направления "акцентизм".
В ГТГ на Крымском, кроме выставок "Бумажная Архитектура. Mausoleum." и "Не игрушки!?", о которых уже писала РГ, в рамках Биеннале идет ретроспектива фотографа Владимира Сычева. Летописец нонконформистского искусства, впоследствии эмигрировавший во Францию, показывает серию "РепортажРоссия 70-х". Мрачно и ностальгично, но в ответ в Фонде поощрения художеств на Вспольном, 3 его же выставка "ReportageФранция".