28 сентября в Варшаве начало свою работу 14-е совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения государствами-участниками обязательств в области человеческого измерения. Накануне этого события заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко ответил на вопросы "Российской газеты":
Российская газета: Не могли бы вы вкратце рассказать об этом ежегодном мероприятии ОБСЕ?
Александр Яковенко: Человеческое измерение - активно развивающийся аспект деятельности ОБСЕ. С 1975 года в рамках организации был выработан широкий набор стандартов в области прав человека, которые в целом отражают традиционные нормы и концепции прав человека. Главным ежегодным мероприятием на гуманитарном треке ОБСЕ являются проводимые Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) совещания по рассмотрению выполнения государствами-участниками обязательств в области человеческого измерения.
В совещаниях, как правило, принимают участие официальные делегации всех государств - участников организации, представители международных организаций и структур, а также гражданского общества.
РГ: Какие конкретно вопросы входят в сферу компетенции БДИПЧ и соответственно выносятся на повестку дня совещаний ОБСЕ по человеческому измерению?
Яковенко: В сферу компетенции БДИПЧ входит содействие проведению демократических выборов, совершенствованию избирательного законодательства, укреплению демократических институтов, соблюдению прав человека, развитию гражданского общества, верховенства закона. Помимо этого бюро осуществляет ряд проектов, направленных на борьбу с торговлей людьми, на содействие гендерному равенству, решение проблем миграции, свободы передвижения и вероисповедания, предотвращение пыток. БДИПЧ также проводит работу по надзору за выполнением государствами-участниками своих обязательств в области человеческого измерения ОБСЕ.
В деятельности БДИПЧ можно выделить шесть основных тематических направлений: верховенство закона, противодействие торговле людьми, поощрение гендерного равенства как обязательного элемента демократического общества, свобода передвижения и регулирования миграционных процессов, укрепление институтов гражданского общества и соблюдение прав человека.
РГ: Что вы ожидаете от совещания в Варшаве?
Яковенко: Думаю, что нынешнее варшавское совещание не уступит по остроте полемики предыдущим, и нам не избежать дискуссий по наиболее актуальным проблемам, стоящим перед Россией в гуманитарной сфере. Я имею в виду и ситуацию вокруг гибели правозащитников и журналистов, и вменяемые нам "в вину" западными партнерами якобы имеющие место ограничения свободы СМИ, собраний и ассоциаций, нарушения прав человека в ходе борьбы с терроризмом и экстремизмом и прочее.
Хочу подчеркнуть, и это наша позиция: мы готовы обсуждать любые вопросы, поднятые нашими партнерами по ОБСЕ. Для России нет закрытых тем. Мы заинтересованы в равноправном и уважительном диалоге, тем более что большинство из перечисленных проблем злободневны практически для всех государств - участников организации. Проблема заключается не в неприемлемости для нас той или иной темы, а в заангажированности и политизированной позиции некоторых государств, которые используют трибуну ОБСЕ для однобокой критики и навешивания ярлыков.
К сожалению, наши призывы переключиться с взаимных обвинений на конструктивный обмен мнениями, положительным опытом, сконцентрироваться на выстраивании равноправного и взаимовыгодного сотрудничества по гуманитарным проблемам региона ОБСЕ не всегда находят понимание у западных партнеров.
Что касается вопросов, которые планирует поднять на совещании российская делегация, то я бы хотел выделить прежде всего тему фальсификации истории. Эта тема активно используется рядом государств для достижения конкретных политических и экономических целей, включая подготовку почвы для выдвижения к России моральных и финансово-имущественных претензий.
Другой предмет нашего беспокойства - сужение русскоязычного образовательного и информационного пространства на Украине. Несмотря на то что в целом украинское законодательство формально соответствует основным международно-правовым стандартам по защите прав и свобод человека, на практике его положения в этой сфере часто нарушаются. В наибольшей степени это касается языковых прав, и прежде всего в образовательной сфере.
РГ: Как бы вы могли прокомментировать ситуацию вокруг преступлений против журналистов и правозащитников в Российской Федерации?
Яковенко: Свобода слова была и остается незыблемой ценностью российской демократии. Процесс формирования гражданского общества невозможен без свободной прессы, телевидения, радио. К сожалению, в России имеют место случаи совершения противоправных действий в отношении журналистов и правозащитников, их убийств. Насильственная гибель человека, а тем более журналиста - это всегда не просто трагедия, но и вызов обществу, преступление против демократии. Российское руководство самым серьезным образом озабочено высоким уровнем насилия в отношении журналистов и правозащитников. Как заявил президент России Д.А. Медведев, "...случаи, связанные с преступными посягательствами на жизнь и здоровье журналистов в России, будут расследованы и доведены до самого конца независимо от сроков, когда произошло соответствующее преступление. Это долг государства, и мы обязаны его исполнить".
РГ: В состав российской делегации входят представители гражданского общества. Как вам видится роль НПО в вопросе защиты прав человека?
Яковенко: Хотел бы отметить, что Россия в целом поддерживает линию ОБСЕ на активное вовлечение неправительственных организаций в ее деятельность и проводит линию на выработку четких критериев участия НПО в совещаниях ОБСЕ. Для нас такой критерий - репрезентативность общественной организации, активность в продвижении ценностей ОБСЕ на национальном уровне. Мы открыты и восприимчивы к мнению НПО.
Но повышение роли неправительственных организаций должно вести и к усилению их ответственности за предоставляемую информацию. Неприемлемым для нас является участие в международных мероприятиях НПО, не имеющих легального статуса в государствах-участниках, в т.ч. и ОБСЕ, и уж тем более деятельность которых была приостановлена в судебном порядке за нарушение национального законодательства. К сожалению, организаторы варшавских совещаний не всегда следуют этому принципу.
В качестве позитивного примера могу привести участие югоосетинских неправительственных организаций в варшавских совещаниях. Приезд НПО из Южной Осетии в Варшаву в 2008 году предоставил возможность донести "из первых уст" до представителей мирового сообщества всю боль и страдание, которые испытал осетинский народ в результате военной авантюры грузинского руководства. Надеемся, что организаторы Совещания и в этом году допустят к участию представителей неправительственных организаций "Осетия обвиняет" и "Возрождение".
РГ: Что вы ожидаете "на выходе" от предстоящего совещания?
Яковенко: Надеюсь, что итоги варшавского форума окажут позитивное влияние на укрепление системы защиты прав человека во всем регионе ОБСЕ. Мы готовы выслушать критические замечания в свой адрес. В свою очередь мы призываем и партнеров к открытому и равному диалогу по вопросам повестки дня и совместному поиску решений в области защиты прав человека.