29.09.2009 00:46
Экономика

У самарских властей нет средств на строительство станции метро "Алабинская"

У областных и городских властей нет средств на строительство станции метро "Алабинская"
Текст:  Ольга Дмитренко (Самара)
Российская газета - Экономика Поволжья: №0 (5006)
Читать на сайте RG.RU

Строительство десятой станции метро в Самаре может быть законсервировано.

Сейчас министерство строительства и ЖКХ области передает строящийся метрополитен на баланс мэрии. По словам главы регионального минстроя Павла Донского, этого требуют изменения в Бюджетном кодексе РФ. Согласно им с 1 января 2010 года объекты капитального строительства, предназначенные в дальнейшем для использования органами местного самоуправления, нельзя финансировать за счет областного бюджета.

Отметим, что, завершив передачу, областные власти намерены уменьшить софинансирование строительства метро. Так, по данным Донского, в 2007 году область выделила на эти цели 592,6 миллиона рублей, в 2008-м - почти миллиард, а в этом году - 596 миллионов (с учетом выделенных недавно дополнительных средств, 60 миллионов из которых - федеральные). А уже в 2010-м областная казна намерена потратить на метро лишь 50 миллионов рублей. Донской подчеркивает, что бюджет облминстроя ограничен и финансирование строительства метро увеличить не получится. При этом весь бюджет регионального минстроя на будущий год составляет 1,8 миллиарда рублей, а на завершение строительства станции "Алабинская" (работы на ней ведутся с 2008 года) и туннеля для разворота поезда, по информации Донского, нужно порядка 4,5 миллиарда.

У еще более скудной городской казны денег также нет. По данным министра строительства региона, городская администрация сообщила, что может финансировать возведение метро ежегодно в сумме, не превышающей пяти процентов ранее выделенных областью средств. Это значит, что в 2010 году объем финансирования за счет города не превысит 2,5 миллиона рублей. Учитывая, что федеральным бюджетом на следующий год на развитие метро в Самаре предусмотрено около 140 миллионов рублей, в совокупности удастся потратить не более 200 миллионов рублей.

Руководитель агентства технического надзора строящегося метрополитена Александр Рассказов сообщил "РГ", что на 200 миллионов рублей в год можно только поддерживать уже построенные объекты станции "Алабинская". В частности, этого хватит на работы по водоотведению, поддержание системы вентиляции, зарплату специалистам. По словам Рассказова, при полном финансировании всех уровней новые станции можно было бы сдавать каждые два года - все требуемые мощности для этого есть. Но сегодняшние расчеты предполагают, что ждать сдачи "Алабинской" в ближайшее время не приходится, хотя первоначально ее открытие планировалось на 2011 год. Впрочем, областные власти о необходимости консервации метро предпочитают не говорить.

- Консервация требует огромных средств, - сказал Донской корреспонденту "РГ". - Если бы мы точно знали, что в ближайшие годы средств на строительство метро точно не будет, то начали бы бить тревогу и консервировать станцию.

По оценкам экспертов, на консервацию строящейся станции нужно не менее 600 миллионов рублей

Донской надеется на оживление в экономике и на федеральные субвенции. Он также не исключил перераспределения областного бюджета в пользу "подземки" еще в этом году.

По мнению депутатов губдумы, областные власти опасаются говорить о консервации, поскольку понимают, что остановка строительства может вызвать волну негатива. Сопредседатель межрегионального общественного движения "Транспорт и город" Антон Буслов считает, что на консервацию "Алабинской" требуется не менее 600 миллионов рублей. Кроме того, по его словам, на поддержание любой станции, в том числе и строящейся, в год необходимо до 100 миллионов рублей.

Между тем наблюдатели считают, что у самарского метро перспектив нет. Буслов говорит, что сделать его прибыльным невозможно. По словам эксперта, из действующих метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и Нижнего Новгорода самарский экономически наименее эффективный.

- Да, пассажиропоток в Казани меньше, но там и станций меньше, - подчеркивает Буслов. - В Самаре с самого начала строительства это был чисто "политический" проект. Перевозки в метро рентабельны только при пассажиропотоке не менее 20 тысяч человек в час, а в Самаре дневной пассажиропоток составляет около 50 тысяч. Не спасет метро и подведение линии к, казалось бы, массовому месту в городе - к железнодорожному вокзалу, где должна появиться последняя станция первой ветки. Пассажиропоток вокзала - всего три тысячи человек в час. На мой взгляд, нужно заканчивать первую ветку в центре старой Самары - примерно возле сквера имени Высоцкого. Это не сделает метро рентабельным, но позволит снизить затраты на действующий участок. От планирующегося строительства второй и третьей веток, на мой взгляд, вообще стоит отказаться. Это не что иное, как закапывание денег в землю в буквальном смысле.
 

Общественный транспорт Самара Средняя Волга