30.09.2009 00:20
Общество

Половина первокурсников столичных технических вузов - школьные "троечники"

Половина первокурсников столичных технических вузов - школьные "троечники"
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Столичный выпуск: №183 (5007)
Читать на сайте RG.RU

Высшая школа экономики провела масштабное исследование 98 московских государственных вузов по результатам зачисления.

Использовались данные, вывешенные на сайтах вузов. Эксперты рассчитали и сравнили средние баллы Единого госэкзамена, с которыми принимали абитуриентов на разные специальности.

Самые "качественные" абитуриенты сконцентрировались в пяти столичных вузах, где средний балл зачисления куда выше, чем в остальных. Это МГУ, МФТИ, Финансовая академия при правительстве РФ, МГИМО и Высшая школа экономики. Сюда на бюджетные места зачислены ребята, у которых в "егэшных" сертификатах от 83 баллов и выше.

Но не только это делает лидеров лидерами. На "пьедестале" их поддерживает еще и большее количество победителей и призеров школьных олимпиад, ставших студентами. Кроме того, три из этой пятерки вузов - МГУ, Физтех и ВШЭ - не приняли даже на платное отделение ни одного студента с баллом ниже 55.

Для сравнения: в РХТУ им. Менделеева на платные места принимали с 42 баллами, в МИСиС - с 39, в Московскую госакадемию коммунального хозяйства и строительства - с 36.

- Необходимые сведения были на сайтах только у 60 процентов столичных вузов, - рассказывает проректор ВШЭ по учебной работе Сергей Рощин. - 40 процентов не сочли нужным разместить информацию о ходе приема и зачисления в открытом доступе.

Некоторые, правда, опубликовали параметры и результаты зачисления, но через пару дней сняли информацию с сайта. Не было рейтинговых списков, в приказах о зачислении отсутствовали сами основания зачисления - например, сумма баллов ЕГЭ. Все это, по мнению Рощина, - нарушение прав и нынешних абитуриентов (из регионов следить за ходом приемной кампании можно только через Интернет и вузовский сайт), и тех, кому еще год учиться в школе.

Информация должна быть доступна в течение всего учебного года. Это поможет нынешним одиннадцатиклассникам правильно оценить свои возможности и сделать выбор.

Еще более тревожный вывод, который сделали авторы исследования: до половины бюджетного приема в вузы по технологическим и инженерным направлениям - школьные "троечники" по математике и физике. Так, в МАДИ и в МЭИ проходной балл - 44, в Российском геологоразведочном госуниверситете им. Орджоникидзе - 37. По школьным меркам это "тройка" или даже "тройка с минусом". Сравним: в Физтехе, одном из лидеров, - 84,6, МГТУ им. Баумана - 71,1, МИФИ - 72,5.

Эксперты предлагают достаточно жесткое решение: в тех вузах, где принимают студентов с неприемлемо низкими баллами, нужно сокращать бюджетный прием, а возможно - даже менять руководителей.

- Многие вузы принимают на свои профильные специальности меньше, чем на непрофильные, в массовом порядке перейдя на подготовку экономистов, управленцев и других привлекательных для современного абитуриентов специальностей, - говорит Сергей Рощин. - Надо более внимательно относиться к установке контрольных цифр приема. Известны случаи, когда при достаточном количестве мест на некоторые непрофильные специальности в вузе выделяется не более 10 бюджетных.

Понятно, что остальное вуз доберет за плату, как например, в случае с Московским госуниверситетом путей сообщения (МИИТ). Там на специальность "Таможенное дело" - одно бюджетное место, а на платной основе принято аж 200 человек. И если в случае с МИИТ оправдать появление этой специальности еще можно - дороги, таможни, границы, то как объяснить бюджетный набор в 6 человек на эту специальность в Московском госуниверситете культуры и искусства? Стремлением повысить культурный уровень таможенников? Кстати, на платное отделение в МГУКИ изучать таможенное дело пришли 25 человек. "Не очень понятно, почему государство размещает такой заказ, вместо того, чтобы отдать эти бюджетные места в вузы соответствующего профиля", - удивляется Сергей Рощин.

Картина приема 2009 года, по мнению экспертов, дает возможность прогнозировать и даже моделировать развитие структуры высшего образования. Очевидной становится необходимость перехода на нормативно-подушевое финансирование высшей школы. Напомним - принцип, когда деньги следуют за учеником, уже применяется в российских школах. В лучшие вузы, куда поступают сильнейшие абитуриенты, в 1,5-2 раза должен увеличиться прием на бюджет. Эта мера позволила бы МГУ, Физтеху и Вышке уже сегодня получить "бюджетные гранты" на каждого "платника".

Образование