01.10.2009 00:02
Культура

В столице Белоруссии состоялось архитектурное биеннале

Архитекторы СНГ и дальнего зарубежья размышляют о больших городах для маленького человека
Текст:  Елена Новоселова (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №37 (425)
Читать на сайте RG.RU

Дома-"термитники", "слоны" или "ладони", гигантские ажурные петли с лифтами внутри, лианы висящих садов в каменных джунглях - так будет выглядеть город будущего. Если его проектировку доверят молодым архитекторам - участникам международного конкурса "Леонардо-2009", который состоялся в Минске и объединил творческую поросль из 25 стран. Архитектурное биеннале прошло при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ.

Первое непрофессиональное впечатление - на фоне чистых линий и больших пространств Минска. Молодые, несмотря на свойственную возрасту дерзость фантазии, хотят жить в уюте и зелени, хотят нормальных человеческих звуков за окном. Но современный город уже никогда не станет малоэтажным: поэтому природную идиллию пытаются создать на большой высоте - с помощью террас и атриумов, имитирующих лужайки возле домиков-квартир.

В номинации "Проект" конкурса главную премию решили не вручать, зато первую получили хозяева - коллектив архитекторов из Минска, придумавший многоуровневую стоянку в комплексе с автовокзалом "Центральный".

К фокусам архитектуры, имитирующим природу, профессионалы относятся осторожно. Во всяком случае в Минске я несколько раз слышала о том, что "чудесами света" греки назвали самые несуразные постройки древности и что за эффектами не всегда есть мысль, а уж лаконичности - архитектурного знака качества - днем с огнем не найдешь. Город, понимают молодые архитекторы, не только дома, магазины, казино. В культуре всех без исключения стран, присутствующих на биеннале, серьезную роль играют ритуальные здания - места, где особенно актуальна психологическая адекватность. Так, группа московских архитекторов, которые работают над реконструкцией легендарного Склифа в Москве, представили на суд зрителей проект нового здания морга.

Легендарный советский архитектор Серго Сутягин, член Международной Академии архитектуры, отмечает:

- Молодежь дерзала во все времена. Есть стилистика, которая сначала "цепляет" новизной. Такова биоархитектура: повторение форм раковин, цветов, животных. Крупнейшие архитекторы, среди них Норман Фостер, создали здание в форме женской фигуры. Вот и пошла волна последователей. Однако традиция, как считал великий Корбюзье, - стрела, направленная вперед. Это не предмет для подражания, она побуждает к движению.

Архитектор из Минска Дмитрий Гоголев не сторонник биоформ. Он с удовольствием спроектирует небоскреб, где и поселится.

- Впечатление от некоторых проектов пугающее, - считает он. - Но человек быстро привыкает к новой среде. Наверное, вы чувствовали бы себя неуютно и в одежде двадцати - тридцатилетней давности. Так же и "прикид" города со временем обязан меняться. Я поклонник "урбанистического пейзажа" и граненых форм. Коттедж не для меня. Городская инфраструктура - только это создаст мне комфортные условия для жизни.

Идеальны, с точки зрения Дмитрия, многоуровневые города. Его квартира в городе будущего будет располагаться этаже этак на пятидесятом. На огромном балконе, засеянном травкой и обсаженном кустарником, можно будет неплохо отдохнуть, погулять с детьми...

прямая речь

Виктор Логвинов, президент Союза московских архитекторов:

- Кризисные процессы, отразились, к сожалению, на "взрослой" архитектуре. Известна дискуссия между "дизайнерами стеклянных оболочек" и "декораторами пластмассовых капителей". И то, и другое направление - тупиковое. Оба сильно представлены в нынешней архитектуре. Примерно каждые двадцать лет меняется направленность общественного сознания. И только у молодых можно найти те творческие "ростки", которые помогут нам выбраться из кризиса идей.

Арт