В рамках освоения подземного пространства у Москвы может появиться подземный двойник: фактически новый город - со своими автомагистралями, пешеходными дорожками и где наконец-то найдется место даже велосипедистам. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции руководитель НИИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко.
Он признал, что кольцевая система устройства дорог российской столицы неудобна для транспортного сообщения. Поэтому "нам необходимо строить подземные трассы, которые дадут возможность моментально пересечь город и попасть в любую его точку, не выходя на поверхность". По мнению Сергея Ткаченко, "подземный город позволит нивелировать те транспортные недостатки, которые сейчас существуют на поверхности".
Впрочем, ровно год назад правительство Москвы уже рассматривало программу освоения подземного пространства. В ходе ее обсуждения отмечалось, что уход города вглубь позволит решить не только его транспортные проблемы и избавить москвичей от пробок на дорогах, но пойдет на благо и экологии. Ведь именно транспорт сейчас главный источник загрязнения воздуха в столице, на его долю приходится около 80 процентов вредных выхлопов в атмосферу. Место под землей может найтись также магазинам, книгохранилищам, химчисткам... Зато наземную часть можно будет полностью использовать под новые жилые дома, стадионы, детские сады, парки и скверы.
Предполагалось, что программа внедрения в подземное пространство будет реализована в два этапа: в 2009-2010 годах будет разработана нормативно-правовая база и вся проектная документация, а с 2011 года строители приступят к непосредственному освоению площадок. На том же заседании правительства Москвы были утверждены и первые 45 адресов, с которых начнет строиться подземная Москва. Числились среди них и Манежная площадь, от которой по улице Тверской до Камергерского переулка планировалось построить многоярусный подземный паркинг, и Триумфальная площадь, где по соседству с памятником Маяковскому власти хотели разместить еще один подземный гараж. Но эти планы, как сообщил Сергей Ткаченко, пока городу пришлось отложить из-за финансовых проблем, вызванных кризисом.
Тем не менее подземное пространство под Москвой, хотя и не так активно, все-таки осваивается даже в эти непростые времена. В частности, вчера же мэр Москвы Юрий Лужков побывал на сооружении уникального Алабяно-Балтийского тоннеля, прокладка которого как раз началась. Особенностью его является то, что он проходит под действующей линией метрополитена и потому по сложности напоминает, как сравнил мэр, нейрохирургическую операцию. Этот участок будет построен уже к концу текущего года. А затем строители продолжат работы под Балтийской улицей до Академической. Пуск нового тоннеля, который станет важным участком Четвертого транспортного кольца, по словам Лужкова, на 20 процентов снизит интенсивность движения по Ленинградскому проспекту.
Продолжаются работы и по освоению подземного пространства на площади Тверской заставы, на очереди - Пушкинская площадь. К сожалению, строительство подземной Москвы целиком, по мнению Сергея Ткаченко, пока перспектива очень далекая, хотя и, он уверен в этом, совершенно неотвратимая.