01.10.2009 00:10
Культура

Телеакадемик Анатолий Лысенко: В России отмечен всплеск интереса к документальному кино

Анатолий Лысенко - о документальном кино
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №185 (5009)
Читать на сайте RG.RU

Всплеск интереса к документальному кино у нас наблюдается уже около двух лет.

Но как отличить действительно ценный фильм от наспех слепленной конъюнктурной подделки? Где лучше смотреть документальное кино - на федеральных каналах или на кабельных и спутниковых? И вообще: чем обусловлен всплеск интереса к забытому прежде? Об этом - разговор нашего обозревателя с телеакадемиком Анатолием Лысенко.

Докудрама  и неигровое кино

Российская газета: На прошедшей неделе вручали юбилейную 15-ю премию "ТЭФИ". Вы в Академии Российского телевидения возглавляете Гильдию документального кино. И пусть на премии общая картина была неполной - часть каналов вышли из академии, тем не менее можем мы говорить об общих тенденциях в этой области?

Анатолий Лысенко: Не случайно в последнее время появляется все больше кабельных и спутниковых каналов, посвященных только документальному кино "Кто есть кто", "Ностальгия", "24 Док", и другие. Это можно назвать телевизионной тенденцией. Телевидение потихонечку начинает свое возвращение к этому жанру. Потому что в какой-то мере подлинный взлет ТВ от аттракциона и трансляции к влиятельному явлению в области культуры и политики произошел все-таки с возникновением документального кино. С появлением синхронной съемки. С фильмами Зеликина, Габриловича и других.

Мы совершенно забыли, что когда-то документальные фильмы так будоражили общество, что люди их смотрели по нескольку раз. Даже были постановления ЦК, посвященные им - вспомните "Архангельского мужика" Марины Голдовской. Потом был период, когда этот интерес ушел. Телевидение повернуло в развлекательную сторону. Но сегодня люди больше стали интересоваться реальной жизнью, и интерес к документальному кино вернулся.

РГ: Сегодня - это какой период?

Лысенко: Посмотрите на прошедший телесезон. Появились новые специализированные каналы. На Первом канале в большом количестве возникли докудрамы. Скажем так: произошло возвращение к реальной жизни. Хотя я бы еще подчеркнул, что документальное кино - это прорыв в области истории. Все большее количество таких проектов посвящено исторической тематике. Например, циклы Леонида Млечина на ТВ Центре, Льва Николаева - на Первом и на "Культуре". В силу того, что мы живем в странном обществе, где слабая память поколений сохраняет только легенды, они и становятся темами для фильмов.

Я думаю, что нашу историю мы знаем значительно хуже обратной стороны Луны. Так что любое появление исторического фильма - почти всегда сенсация. Другое дело - согласен ты или нет с точкой зрения автора. Потому что каждый видит историю по-своему, но при этом интерес к ней огромный.

Что произойдет дальше, сказать трудно. Честно говоря, я боюсь появления жанра докудрамы. Мы даже на Гильдии приняли решение ходатайствовать перед правлением академии о том, что надо разбивать документальное кино на две части: стандартное неигровое кино и докудрамы. Потому что соединять их вместе нелепо. Боюсь, что докудрама в какой-то мере забьет неигровое кино. Сейчас попробую объяснить: докудраму снимать легче. Ведь в документальном кино нужно искать массу сложных вещей. Например, нет достаточной хроники. Если мы возьмем хронику довоенную или времен войны, она у нас не очень богата. Есть много сражений, но практически не имеет отражения повседневная жизнь солдата. Как мне ни грустно это признать, но немецкая хроника побогаче.

Биографии в центре внимания

РГ: А докудрама, на ваш взгляд, более легкий путь?

Лысенко: Да. Проще актерам сыграть сюжет, чем авторам искать профессиональное решение. И еще меня смущает тот факт, что документалисты никогда не работали с актерами. А это - совершенно другое искусство. Поэтому на сегодня та докудрама, которую я вижу, это слабые художественные работы. Ведь нового в докудраме нет, хотя говорят, что это принципиально новый жанр. Был, например, такой цикл, которое делало Центральное телевидение в свое время: "Стратегия победы" - 10 фильмов, посвященных истории Великой Отечественной войны. Если не ошибаюсь, 1985 год. Мы тогда делали его именно в жанре докудрамы, как бы сейчас сказали. Там актеры изображали - Сталина и Черчилля, Рузвельта и Гитлера. И был типовой актер, который проходил через весь фильм.

РГ: Как получилось, что фильм "Мой муж- гений", который по сути и есть докудрама, снят о реальных людях Льве и Коре Ландау, по реальной книге, победил на "ТЭФИ", но в номинации "Телевизионный художественный фильм / сериал"?

Лысенко: За долгие годы пребывания в телеакадемии, я убежден в одной вещи - в ней ничего нельзя подделать. Поэтому честно скажу: не знаю. Мне многие победы показались странными. Но так сложилось. Я честно отсмотрел 58 документальных фильмов - те, что были представлены в номинации.

РГ: Вы мне как-то говорили, что популярность документального кино возросла и потому, что людям интересны биографии. Биографический цикл, сделанный вами, "Мой 20-й век" идет на канале "Кто есть кто?".

Лысенко: Да, он представляет собой истории о людях, чьи биографии весьма познавательны.

Очень долго многое говорилось на тему того, что мы - страна иванов, не помнящих родства. Сейчас происходит некий процесс изменения. Мы начинаем все больше задумываться о том, что было до нас. И в этом залог интереса к биографиям. Если вы обратите внимание, интерес к судьбам других людей проявляется не только в отношении документальных фильмов. Зайдите в любой книжный магазин и увидите, сколько покупается биографических книг. Интерес к биографиям - это, возможно, желание померяться. А моя жизнь? Кроме того, это естественное желание человека понять, в чем кроется секрет успеха.

РГ: Сегодня существует несколько каналов, специально посвященных неигровому кино. С другой стороны, каждый федеральный канал предлагает свою линейку документальных фильмов. Что вам запомнилось? "Подстрочник", "Моцарт", "Метро", "Плесень"? Или такие фильмы, как о мясе, показанный на канале НТВ? Сейчас новый сезон. Первый канал скоро выпустит новый документальный фильм "Любовь", который будет идти в кинотеатрах наряду с блокбастерами. Исторические фильмы анонсируются один громче другого. Что вы зрителю посоветуете?

Лысенко: Я зрителю советовал бы смотреть любое документального кино.

РГ: Даже "желтое"?

Лысенко: Да! Достаточно быстро можно понять, что на самом деле является главным для авторов. Это - несложно, и происходит в течение нескольких минут после просмотра. Если вы видите, что главное - копаться в грязи, не смотрите. Телевидение, к счастью, не требует обязательного просмотра. Но в любом случае знание истории, биографий - это гарантия того, что ты совершишь меньше ошибок в жизни.

РГ: То есть познавательное значение документального кино перевешивает?

Лысенко: Оно - гигантское. К сожалению, мы забыли о знаменитой телевизионной триаде: информировать, воспитывать, развлекать. Первое - сохранилось. Информирование стало в большей степени функцией Интернета. А воспитание - оно как-то ушло. Хотя оно очень важно. Особенно в условиях нашей страны и сегодняшней жизни.

Справка "РГ"

Анатолий Лысенко начал работу на Гостелерадио СССР в 1968 году. От простого редактора он дослужился до заместителя главного редактора Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения. С 1987 года руководил программой "Взгляд". С 1990 по 1996 год возглавлял ВГТРК. До конца 1999 года входил в Совет директоров компании ТВ Центр.

С 1996 по 2000 год - председатель Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы. Чтобы сохранить книжные муниципальные магазины, Лысенко создал "Московский Дом книги". В 2004 году получил "ТЭФИ" в номинации "За личный вклад в развитие Российского телевидения". Автор документальных фильмов, цикловых программ для детей на радио. С 2003 года - президент Международной академии телевидения и радио.

Кино и ТВ