К 2012 году в России запланировано повсеместное введение электронных услуг, многие из которых население будет получать, не выходя из дому. О том, какие сферы уже перешли на электронное обслуживание населения, рассказали участники всероссийского форума "Электронное правительство - современный механизм управления регионом", который прошел в Тюмени.
Развитие информационного общества перестало быть просто модной темой, превратилось в необходимость - так считают не только в столице, но и в провинции. По словам члена Совета Федерации, первого заместителя председателя комиссии по информационной политике Евгения Елисеева, сегодня уже в каждом регионе страны есть свои программы по развитию и созданию информационного общества. Так, хорошие результаты демонстрируют Калининградская и Тверская области, Пермский край, Татарстан. Одна из лучших практик сформирована в Тюменской области.
Процесс информатизации органов государственной и муниципальной власти здесь идет полным ходом. Со дня на день в регионе начнет работать сайт "Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области", доступ к которому может получить любой пользователь Интернета. Услуги четко классифицированы: архивное дело, здравоохранение, государственная регистрация, градостроительная и жилищная политика, промышленность, сельское хозяйство и другие.
Прибегнуть к помощи электронного консультанта можно и другим способом. В ряде административных зданий областного центра установлены информационные киоски, которые позволяют населению бесплатно получить телефоны наиболее востребованных служб и учреждений, узнать график приема руководителей, порядок записи на прием или перечень документов, необходимых для получения государственной услуги. Умная машина поможет узнать, какая управляющая компания или ТСЖ обслуживает дом, какой участковый прикреплен к данной территории, к какому депутату можно обратиться с тем или иным вопросом. Можно даже отследить путь своего запроса.
Пока в Тюмени пять таких киосков. В 2010 году их количество возрастет. Часть планируется установить в наиболее посещаемых местах прямо на улице. По словам замдиректора комитета по информатизации и связи города Тюмени Романа Пащенко, популярность информационных киосков растет: в прошлом году за помощью к ним обратились 4800 раз, в первом полугодии текущего зафиксировано 3600 обращений.
Благодаря современным технологиям в скором времени тюменцы смогут многие вопросы решать в считанные минуты. В настоящее время в регионе занимаются разработкой концепции электронной персональной карты гражданина. Оформить загранпаспорт, зарегистрировать предприятие, получить различные справки можно будет, не выходя из квартиры. Подать заявление на получение электронных услуг с домашнего компьютера сибиряки смогут совсем скоро, уверяет заместитель губернатора Тюменской области Олег Заруба.
На электронную систему обслуживания населения постепенно переходит и здравоохранение. Долгое время для жителей областного центра большой проблемой оставалась запись на прием к врачам. Не спасали и многоканальные телефоны, установленные в регистратурах поликлиник. Электронная система документооборота и возможность записи к докторам через электронные киоски помогут решить эту проблему уже в ближайшее время. Специальные терминалы, похожие на те, с помощью которых население привыкло платить за телефон и многие другие услуги, появились пока в четырех поликлиниках. До конца текущего года они будут размещены еще в шести медучреждениях, а к середине следующего их количество планируется увеличить до шестидесяти. Более того, в планах департамента здравоохранения - организовать возможность записи к докторам через Интернет.
Информационные технологии не обошли стороной и социальную сферу региона. Собственная разработка тюменцев - банк данных несовершеннолетних и семей особого внимания, а также лиц, освободившихся из учреждений службы исполнения наказаний.
Сотрудники регионального отделения Пенсионного фонда стремятся принять участие в программе внедрения социальной карты жителя Тюменской области. Пока пилотный проект реализуется в Астраханской области, подобная карта действует в Югре. Обещают опробовать полезный опыт и в Тюмени. На первом этапе карта позволит получать информацию о льготах, выплатах, состоянии счета, в последующем ее можно будет использовать и при расчетах.
По мнению Евгения Елисеева, введение электронных услуг в России если и не облегчит жизнь простым гражданам, то непременно сэкономит время, ведь на общение с чиновниками различного уровня у среднестатистического россиянина уходит не один десяток часов в год. Федеральные чиновники предлагают другим регионам использовать опыт тюменцев.
Справка
Программа "Электронная Россия" разработана в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации в 2001 году и включена в перечень федеральных целевых программ. Согласно ей повсеместное введение электронных услуг в России запланировано к 2012 году. В их перечень войдут 76 самых насущных вопросов, определенных правительством РФ. В настоящее время готовится концепция долгосрочной целевой программы информационного общества, рассчитанной на 2011-2018 годы.