01.10.2009 00:51
Власть

Валерий Шанцев: Пока нет "сухого закона", мы должны позаботиться о культурном досуге людей

Формула губернатора Валерия Шанцева: Работа, как и семья, держится на любви и ответственности
Текст:  Александр Шинкин (Москва - Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №185 (5009)
Читать на сайте RG.RU

Намеченная беседа с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым о том, как регион переживает кризис, началась неожиданно с отношения к спиртному.

И потому, возможно, разговор затем пошел не только об экономике, развитии производства, но и о взаимоотношениях в семье, детях и внуках...

Российская газета : Сегодня все борются с кризисом, идут способы его преодоления. А у вас, Валерий Павлинович, о чем по утрам болит голова?

Валерий Шанцев : По утрам? (Улыбается.) Вы на что намекаете?

РГ : А что, случается...

Шанцев : Рассмешили! Если серьезно, чем старше становился, тем совершенно пропадал интерес к спиртному. Алкоголь просто несовместим с моим образом жизни и жестким рабочим графиком.

РГ : Кстати, раз уж зашла речь о вредных привычках. Встречался с вами в различных ситуациях, но никогда не видел курящим. Бросили или с детства не пристрастились?

Шанцев : Бросил. Правда, со второй попытки. Начал курить в 15 лет и первый раз бросил, когда демобилизовался. Потом опять закурил, и как: выкуривал по 1,5 пачки в день. Но как-то поспорил, что брошу курить. Порвал пачку. На этом и остановился. Только так и надо бросать - сразу и окончательно.

РГ : Отсутствие вредных привычек не помешало вам прослыть лоббистом нижегородских продуктов, в том числе и водки. Даже ФАС вынуждена бороться с нижегородским правительством.

Шанцев : Ох, чувствую, тема водки для вас не безразлична. Проблема тут намного шире. Двумя руками за то, чтобы искоренить пьянство. Это серьезнейшая проблема, которая требует самого пристального внимания и незамедлительных действий. Но пока у нас нет "сухого закона", мы для начала должны позаботиться о культурном досуге и о том, чтобы люди не травились суррогатами и подделками. Это во-первых.

Во-вторых, было бы странно, если бы губернатор Нижегородской области поддерживал торговлю не нижегородского, а какого-либо иного производителя. Протекционистская политика по отношению к местным производителям, в том числе алкоголя, сыграла свою роль, и сейчас нам за ту же нижегородскую водку уже не стыдно. К тому же теперь эта продукция проходит тщательный технологический контроль. В-третьих (что же отрицать очевидное?), это помогает наполнять областной бюджет. И наконец, это рабочие места. Так что голова у меня болит о том, что надо сделать для сохранения реального сектора экономики и поиска финансовых ресурсов для развития области.

РГ : Не заведет ли девиз "Покупайте нижегородское" в тупик? Уж больно легко перейти к местечковой гордости: плохонькое, зато свое.

Шанцев : Программа "Покупайте нижегородское" направлена не на то, чтобы "не пущать" продукцию из других регионов, а как повысить качество продуктов.

Мы внедрили у себя сертификацию производства. Контролировать технологию производства разумнее и проще, чем отслеживать качество привезенных товаров. Дело это добровольное, но предприниматели быстро оценили новшество. Многие процедуру сертификации уже прошли, и на их товарах теперь размещается специальный значок качества - зеленый листочек.

Мы не навязываем, а гарантируем качество, и нижегородцы это только приветствуют. В результате присутствие нижегородских продуктов в крупных розничных сетях увеличилось более чем в два раза, составив в прошлом году 45 процентов. И это не предел.

РГ : А сами отовариваетесь в каком-нибудь спецбуфете?

Шанцев : Ностальгируете по былым временам? Хотя, слышал, есть такой "спецбуфет" в "Доме на набережной" у Большого каменного моста в Москве. Вход, кстати, свободный. А моим провиантом занимается моя жена, Татьяна Владимировна. После Москвы она оценила местные продукты и охотно их покупает в магазинах. С полной ответственностью могу сказать: наши сосиски и колбасы очень качественные. Сами попробуйте продукцию Дзержинского мясокомбината и убедитесь в этом. А сормовские конфеты, по-моему, вообще лучшие в стране. "Рыжик" - мои любимые. Советую, понравятся.

РГ : Слушая вас, вспомнил старый анекдот. Помните, в бытность вице-премьером Борис Немцов отдал распоряжение всем чиновникам пересесть на "Волги". И вот такая картина. Стоит у "Волги" Борис Ельцин, гладит с умилением машину и плачет. "Что с вами, Борис Николаевич?" - спрашивают его помощники. "Да вот, радуюсь, - отвечает он, - что Борис Ефимович не из Серпухова в правительство пришел. А то бы пришлось нам всем на "Оку" пересесть". Недавние попытки пересадить служивый люд на "Волги" тоже успеха не имели. Вот и "Покупайте нижегородское!"

Шанцев : Зря иронизируете. Кто ездил на "Волге" в былые времена, вспоминает о ней с теплотой.

Но ГАЗ, замечу, не только "Волги" выпускает. На 30 тысяч автомобилей "Волга" в год выпускается 200-250 тысяч "Газелей". Несопоставимые цифры. И "Газели" очень востребованы. По сути это боевая машина торговли, и заменить ее практически нечем. В крупных городах можно, конечно, и "Мерседес" купить, и "Фольксваген", а отъедешь чуть от них - "Газель" справляется с нашими дорогами и сервисом.

РГ : Но и ее сегодня не покупают.

Шанцев : К примеру, приняли решение компенсировать 50 тысяч рублей тем, кто покупает новую "Газель". А на заводе поставили на конвейер удешевленную модель, которая стоит около 200 тысяч рублей.

РГ : Вы считаете, что олигархам надо помогать?

Шанцев : В данном случае я, как губернатор, помогаю отнюдь не олигархам. ГАЗ - это 80 тысяч работающих на самом заводе. Плюс 120 предприятий в области, где трудится еще 220 тысяч. А с учетом смежников по всей стране выходит, что на него завязаны около полутора (!) миллионов человек. Естественно, глаз с него не будем спускать. И будем помогать.

РГ : По статистике, у вас в регионе резко увеличилась безработица. Как выходите из ситуации?

Шанцев : Всплеск безработицы далеко не всегда свидетельствует о неблагополучии. В кризис руководители предприятий задумались над тем, как выпускать больше продукции с меньшей численностью работников. Ведь, что греха таить, уровень производительности труда у нас в разы ниже, чем за рубежом.

Оптимизация производства оставила без дела 14 тысяч человек. Кроме того, во время кризиса в службу занятости встали на учет и те, кто по году и больше нигде не работал. В Лысковском районе, например, пришел и встал на учет целый цыганский табор. Люди, понятно, хотят получать пособие по безработице. Деньги, может быть, не ахти какие, но на дороге не валяются.

РГ : Вас чуть ли не первым пересадили из Москвы в Нижний. А сегодня уже норма, что в регионы приходят губернаторы из других краев и областей. Хорошо это или плохо?

Шанцев : За 200 лет существования Нижегородской губернии (область была организована указом Петра в 1714 году и существовала до революции 1917 года) сменилось 39 генерал-губернаторов, и из них только один - уроженец нижегородской земли. А самым успешным считается генерал-губернатор Николай Михайлович Баранов. Он проработал 15 лет с 1882 по 1897 год. Именно при нем открылась первая промышленно-художественная выставка на Нижегородской ярмарке, и Россия с триумфом ворвалась в международное экономическое пространство. Цены на зерно и на продукты питания определялись на этой Нижегородской ярмарке. А до этого Николай Михайлович был генерал-губернатором в нескольких регионах. То есть это был профессиональный человек, который умел руководить территорией. И никто тогда не спрашивал, откуда ты родом, где твои корни. Критерий был понятный и разумный: профессионал или нет? Эффективная или нет система управления? Разумно или нет тратятся финансовые ресурсы?

РГ : Но проблем во взаимоотношениях с местной элитой не избежать?

Шанцев : Ни малейшего дискомфорта я не испытывал и не испытываю. Здесь самое важное - чтобы политика областной администрации была всем понятна. А наша политика направлена на то, чтобы увеличивать доходы области, а расходы направлять на то, чтобы людям жилось лучше.

Мы не пытаемся что-то запрещать или навязывать, например, мэру Нижнего, но считаем своим долгом внести свой вклад в развитие города. Достроили цирк, перебросили Метромост через Оку, организовали сбор и переработку мусора по европейским стандартам. Раньше мусор вывозили раз в две недели, а сейчас - два раза в день. Наладили уборку снега зимой в центре города, а раньше никто этим не занимался, просто укатывали снег, и все. А сейчас примеру последовали и другие районы. Мы четыре сложных дорожных узла в прошлом году привели в порядок. Сделали развязки, пешеходные переходы за счет областного бюджета... Кому придет в голову недовольно бурчать, если жизнь становится лучше, удобнее, чище?

РГ : Скажите, а как получилось, что глава Кулебакского района полгода не ходил на работу?

Шанцев : Какой ответ вас устроит: формальный или честный?

РГ : Честный. Насколько помню, вы сами предали огласке этот случай.

Шанцев : Я считаю, местное самоуправление на сегодняшний день - настоящая головная боль системы исполнительной власти. Простой вопрос, который я часто задавал нашим зарубежным коллегам: "Люди хорошо живут, потому что у вас местное самоуправление, или у вас местное самоуправление потому, что люди хорошо живут"? В 100 процентах случаев получал ответ: "У нас местное самоуправление, потому что люди хорошо живут". Уровень доходов населения в странах, где хорошо работает самоуправление, таков, что им власть на каждый день не нужна. Они могут все свои потребности удовлетворить сами. И сами решают большинство вопросов.

У нас же больше половины населения имеет очень низкие доходы. Много льготников. Кому-то проездной билет нужен, кому-то бесплатное лекарство. Они без власти жить не могут. А у местного самоуправления есть функции, но нет ресурсов. А власть-то - самая ближняя к населению. Люди приходят к ней со своими проблемами, а она ничего не может и переадресовывает народ: идите к губернатору, идите к президенту... По сути, это дискредитирует саму власть. Получается, что как речь заходит о деле, местная власть несамостоятельная, слабая, только "помогите" и "дайте". А стоит заикнуться об ответственности, об обязательствах, кричат: "Мы самостоятельные! Не вмешивайтесь..." Эта ситуация ненормальная.

РГ : Но поправки в закон о местном самоуправлении, которые недавно приняли, как-то ее решают.

Шанцев : Безусловно. Но на мой взгляд, функции местного самоуправления в нынешней российской ситуации должны выполнять представительные органы, по типу земских собраний. Глава земского собрания должен быть главой местного самоуправления.

Это орган, который не управляет ежедневной хозяйственной деятельностью, а формирует местные правила поведения, работает с населением, объединяет его для достижения общих целей. А глава исполнительной власти должен назначаться по согласованию с земским собранием (то есть так же, как сегодня назначается губернатор). И тогда с самого верха до самого низа мы будем иметь эффективные органы власти. Все встанет на свои места, глава исполнительной власти будет отвечать за протечки кровли, за ремонт дорог, за работу здравоохранения, образования... И у него будет контракт. Хорошо работаешь - работай. Нет - до свидания.

РГ : Интересно, в семье у вас тоже жесткая вертикаль власти?

Шанцев : Семья - не государство. Она держится на других принципах: любви, ответственности друг перед другом, понимании и прощении. Так что в семье у нас все равны, все самостоятельны. Если есть проблемы, то совместно обсуждаем, решаем.

РГ : И рабочие проблемы тоже?

Шанцев : Никогда. У жены свои идеи, у меня свои. Даже не пытаемся что-то обсуждать, что-то подсказывать друг другу. Каждый свои рабочие проблемы решает сам. Не представляю, как можно советоваться, если человек не в теме.

РГ : У вас всегда все расписано по минутам. Вы трудоголик?

Шанцев : Сидеть круглые сутки на своем рабочем месте только ради того, чтобы все видели твой трудовой задор - глупость. И от подчиненных я этого не требую. Критерий один - результат. Как говорят спортсмены: "смотри на табло". Если есть счет в твою пользу, значит, ты работал. А если нет, то, увы, сколько бы ты времени на работе не просидел.

РГ : Многие из руководителей жалуются, нет свободного времени. У вас тоже с этим проблема?

Шанцев : Почему? Есть время. И я его активно использую. Плаваю в бассейне, играю в теннис, футбол, хоккей, катаюсь на коньках и лыжах, езжу на рыбалку, на охоту. И, самое главное, это общение с родными, близкими, с внуками.

РГ : Это ваша любовь к спорту предопределила активное строительство в области физкультурно-оздоровительных комплексов?

Шанцев : В какой-то степени. Прошли времена, когда мы играли в грязи тряпочным мячом. Сегодня слишком много разных соблазнов, и надо сделать все, чтобы уберечь от них детей и молодежь. Как сделать, чтобы люди вели здоровый образ жизни? Воспитывать и, конечно, строить комплексы. У нас предусмотрены залы для занятий различными видами спорта, каток, футбольное поле с искусственным покрытием, бассейн, кинозал. Это целый социальный городок, 11 тысяч квадратных метров под крышей. И это на селе. Когда открывали такой комплекс в Первомайске, образовалась огромная очередь, просто чтобы его посмотреть. Спрашиваю бабушек: "А вы зачем сюда пришли?" Они говорят: "Мы тут 70 лет прожили, никогда не видели бассейна. Хотим посмотреть, что за чудо такое".

РГ : По-моему, построено уже четыре комплекса?

Шанцев : Уже семь, и еще столько же планируем достроить до конца этого года. А надо заложить еще 14 на следующий год. Думаю, что не осилим. Года на два программу строительства ФОКов в райцентрах области из-за кризиса придется продлить. До 2013 года.

РГ : Вы сейчас с женой живете в Нижнем, а дети в Москве? Они пошли по вашим стопам?

Шанцев : У нас двое детей - дочь Света и сын Александр... Уже взрослые, самостоятельные люди. Светлана воплотила мечту моей жены (она со школьной скамьи мечтала быть учительницей), с отличием окончила пединститут, стала учителем, сегодня она директор школы... Сын семь лет занимался хоккеем, но сказал: "Харламова из меня не получится, а значит, надо заниматься чем-то другим". Выучился на повара, получил 4-й разряд (готовит он классно - пальчики оближешь). Какое-то время поработал в ресторане, а потом дали ему совершенно разбитое помещение на Неглинной, поручили с нуля сделать ресторан. Он восстановил помещение, открыл там ресторан и год работал его директором, сделал прибыльным. Сейчас он занимается бизнесом.

РГ : Воспитывали детей когда-нибудь ремнем?

Шанцев : Нет, конечно, я категорический противник таких методов. Сам, помню, несколько раз получал от матери, и, кроме злости, ни к чему хорошему это не приводило. Отец меня ни разу пальцем не тронул. Он спокойно все объяснял, и желание повторить тот или иной поступок абсолютно пропадало. Поэтому и сам всегда старался дружить со своими детьми и относиться к ним как к равным.

РГ : У вас заначка от жены есть?

Шанцев : У меня свои деньги, у жены - свои. И тратим их по своему усмотрению, друг друга не контролируем. Даже крупные покупки я стараюсь делать сам. Мужчина в семье, считаю, должен уметь зарабатывать и обеспечивать семью. Это его миссия.

РГ : У вас в семье двое детей, трое внуков. Три разных поколения. Как вести себя старшему?

Шанцев : Естественно, спокойно. Но точно знаю, что число прожитых лет вовсе не гарантирует авторитет у детей и внуков. И позиция "я старше и, значит, всегда прав" тоже не выдерживает критики.

Досье "РГ"

Валерий Павлинович Шанцев родился в 1947 году в селе Сусанино Костромской области. Окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики и академию народного хозяйства. С 1975 по 1991 год работал на партийных должностях, в частности, первым секретарем райкома партии, секретарем МГК КПСС.

В 1994 году был назначен членом Московского правительства, префектом Южного административного округа. С июня 1996 по август 2005 года - вице-мэр Москвы.

8 августа 2005 года по представлению президента России избран губернатором Нижегородской области.

Регионы Нижний Новгород Приволжье