01.10.2009 00:24
Общество

Москва разрабатывает перечень новых услуг для пожилых людей

Столица разрабатывает перечень новых услуг для пожилых людей
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №185 (5009)
Читать на сайте RG.RU

Москва совершенствует систему социального обслуживания.

Какие же новшества ждут миллионы пожилых людей, живущих в столице? Об этом рассказал корреспонденту "РГ" руководитель департамента социальной защиты населения города Москвы Владимир Петросян.

Старость меняет запах

Российская газета: Владимир Аршакович! Столица сегодня отмечает ставший уже традиционным День старшего поколения. К празднику в этом году, как и в прошлом, вы приурочили День открытых дверей в стационарных учреждениях соцобслуживания. Для журналистов организовали еще и пресс-тур по этим заведениям. Зачем?

Владимир Петросян: Идея принадлежит Юрию Лужкову. "Мы все время говорим, что город тратит на социальную сферу 50 процентов городского бюджета. Москвичи имеют право знать, на что же именно идут такие деньги", - объяснил мэр. Я считаю, что он абсолютно прав. Мы показываем москвичам, какие условия проживания в большей части из 40 наших стационарных учреждений, их материально-техническую базу, с интересом выслушиваем предложения по их совершенствованию.

РГ: Что нового можно там увидеть? Чуть-чуть улучшенную богадельню?

Петросян: Такое определение больше подходило к советским домам престарелых. В нынешних пансионатах вы уже не увидите одетых в одинаковые халаты и тапочки бабушек с потухшими глазами, которые пришли туда в ожидании смерти. Сегодня там совсем другие пенсионеры, и с ними работают совсем иначе - психологи, воспитатели, культорганизаторы...

РГ: Лично я никогда не забуду запах одного из интернатов...

Петросян: Наверное, это было давно. Сейчас любой директор знает: если Петросян чуть-чуть учует специфический запах, его уволят. Да, старость, увы, не благоухает, но сейчас существует столько современных средств для уборки помещений, что ничем, кроме свежести, они пахнуть не должны. Другое дело, что от самого образа жизни в этих заведениях действительно попахивает клиникой.

Но это же дом, в который люди приходят жить! Значит, им нужен нормальный жилой комплекс - с фитнес-залами, плавательным бассейном, всевозможными рекреациями. А поскольку здоровье в возрасте и правда требует повышенного внимания, то хорошо бы иметь отдельный медицинский блок. Так строят социальные дома финны.

РГ: И в Москве парочка таких найдется - Никольский парк в Зеленограде и "Олимпийский" в Екатерининском парке...

Петросян: Они для временного проживания ветеранов - на месяц, два, а нужны дома для постоянного пребывания в них. В столице 24 процента горожан - люди нетрудоспособного возраста. По прогнозам ВОЗ, в мире, как в России в целом, так и в столице, их число в ближайшее время дойдет до трети населения. Поэтому так важна программа "Лучшая половина жизни", цель которой - создать условия для активного долголетия. Именно на такой идеологии основан городской закон "О социальном обслуживании населения", о ходе реализации которого недавно я докладывал на заседании правительства Москвы.

РГ: Но кризис же! Какие новые пансионаты, если у города нет денег?

Петросян: А разве строить можно только на бюджетные средства? В ближайшее время мы подготовим техническое задание на стационарное социальное учреждение и выйдем с ним на конкурс. Содержание одного человека в нашем пансионате обходится от 40 тысяч рублей до 70 тысяч. Так зачем же городу лишний раз строить? Сделаем городской заказ и заплатим деньги тем, кто возьмет на себя эту работу.

Помощника вызывали?

РГ: Дома, как говорится, и стены помогают. Так рассуждают большинство москвичей и не спешат в пансионаты. Хотя и сил, порой даже для того, чтобы обслуживать себя, не хватает...

Петросян: Таким на помощь приходят работники социальных центров - они есть в каждом районе. Такие центры многое делают, и тем не менее я убежден, что они также нуждаются в совершенствовании. В каждом из них обязательно должен быть плавательный бассейн, тренажерные залы...Не просто кружки для вышивания, а клубы по интересам. Как это будет выглядеть, москвичи скоро увидят - на базе Марьинского центра социального обслуживания начинается реконструкция.

РГ: Но эти центры и так популярны у москвичей.

Петросян: Это действительно так. Например, лишь в отделениях дневного пребывания каждый день находится свыше 6 тысяч человек. Там эти люди получают двухразовое горячее питание, медицинскую помощь, могут послушать интересную лекцию... В течение года центры посещает свыше миллиона москвичей. Но желающих еще больше. Поэтому ветераны подняли вопрос об увеличении таких заведений.

РГ: А если человеку уже трудно выходить даже из квартиры?

Петросян: К нему домой может приехать, например, санаторий на дому и провести по назначению врача курс подводного массажа, ароматератии, физиолечения...То есть минимальный набор услуг для тех, кто нуждается в санаторно-курортном лечении, но по состоянию здоровья не может воспользоваться путевкой. Первые полторы тысячи москвичей уже воспользовались такой возможностью.

РГ: А тяжелым инвалидам власти пообещали персональных помощников?

Петросян: В семьях, где есть тяжелый инвалид, многие родители или другие родственники часто вынуждены подстраивать всю свою жизнь под его обслуживание. Социальный помощник избавит их от необходимости жертвовать своими интересами, карьерой.

РГ: Кто заплатит помощнику за эту работу?

Петросян: Бюджет города. В Москве проживает 1 миллион 200 тысяч инвалидов, и правительство Москвы сочло, что даже в нынешних финансовых условиях помощь им нельзя откладывать на неопределенное будущее. По одному отделению таких помощников в каждом из округов появится, начиная со второй половины будущего года.

Прейскурант на помывку люстры

РГ: Но в городе разрабатывается и перечень платных услуг для ветеранов. За что же придется платить москвичам?

Петросян: Сходить в аптеку за лекарствами, в магазин за продуктами, вызвать врача домой, написать письмо... Эти и другие услуги из гарантированного перечня были и останутся для москвичей бесплатными. Речь идет о дополнительных услугах. Например, хочется хозяйке помыть люстру. "Кого попросить? Сколько заплатить?" -

всякий раз волнуется она. А тут цену установит утвержденный правительством Москвы прейскурант.

РГ: И во сколько же обойдется помывка люстры?

Петросян: Сейчас расценки только разрабатываются, поэтому забегать вперед не буду. Но с 1 января 2010 года они будут введены.

РГ: Что еще войдет в перечень платных услуг?

Петросян: Услуги сиделки - в дневное и ночное время. Приготовление обеда, сопровождение в поездке по городу, уборка квартиры, стирка и глажка белья, выгул домашних питомцев... Да мало ли в чем нуждается пожилой человек!

РГ: Не получится, что со временем все бесплатные услуги перекочуют в дополнительный платный?

Петросян: Этого не произойдет. Платными будут только дополнительные услуги.

Хотите позвонить руководителю департамента социальной защиты населения города Москвы Владимиру Аршаковичу Петросяну?

Его прямой телефон: 8-495-691-34-78 ( по понедельникам, с 15.00 до 18.00)

Соцзащита Правительство Москвы