Несколько раз приходилось быть свидетелем, как на белорусско-российской границе выстраивались многокилометровые очереди из большегрузных автомобилей. Водители-"дальнобойщики" нервничали, переживали и хозяева груза, опасаясь за его сохранность и качество. К счастью, подобные ситуации в последнее время встречаются крайне редко. Однако и ежедневная работа на рубежах двух союзных стран, по мнению белорусских таможенников, не обходится без проблем. Чтобы их обсудить, белорусы пригласили российских коллег на встречу-семинар в Оршу, где в итоге состоялся деловой разговор с участием руководителей сопредельных таможен из Полоцка, Витебска, Могилева, Гомеля, Брянска, Смоленска и Себежа.
С 1995 года белорусская таможня не присутствует на белорусско-российской границе. Грузовик, везущий товар в Россию, или гражданин, направляющийся, например, к родственникам, на белорусской стороне не проходит таможенный контроль, не тратится время на оформление документов. А вот на российской стороне белорусскому частнику необходимо оформить удостоверение временного ввоза транспортного средства. Грузы белорусских предприятий или предпринимателей, а также транзитные грузы, уже прошедшие оформление на западной границе Беларуси, снова начинают проверять и по сути дела оформлять повторно.
- У многих белорусов, пересекающих границу, резонно возникает вопрос о целесообразности оформления этого документа. Ведь для россиян, следующих в Беларусь, похожие документы не нужны. Люди, живущие в Союзном государстве, видят, что оказываются не в равных условиях, - говорит начальник Витебской таможни Геннадий Пучков. - С оформлением грузов на белорусско-российской границе тоже не все идеально. Информация о них своевременно поступает российским коллегам. Для этого такие пункты пропуска как "Козловичи", "Варшавский мост", "Брузги", "Котловка", расположенные на западной границе Беларуси, оборудованы современной компьютерной техникой, имеют скоростные телекоммуникационные сети. Российскому инспектору можно было бы воспользоваться сведениями, предоставленными белорусской таможней. Это избавило бы его от повторного добывания информации у водителя, везущего груз, и, естественно, сократило бы время прохождения контроля.
Вопросы, затронутые в Орше, не новы. На протяжении последних лет они постоянно звучат в процессе переговоров на разных уровнях в Москве и Минске. С одной стороны таможенники прекрасно понимают, что окончательное решение проблемы находится вне их компетенции. Но они - практики, ежедневно сталкивающиеся с людьми, попадающими в затруднительные ситуации. А таких ситуаций должно быть как можно меньше.
- Информационный обмен - вот где скрыты резервы улучшения работы, - считает начальник Витебской таможни. - Например, сегодня уже есть программный продукт, отслеживающий перемещение товаров из Калининградской области в Россию. Информация, которую сканеры считывают по штрих-коду на границе за считаные секунды, доступна россиянам и белорусам. Считаю, что более широкое внедрение похожих технологий позволит упразднить бюрократические рогатки.