Решетиловку стерли с областной карты в 1981 году. Деревню, находящуюся всего в шести километрах от райцентра, посчитали неперспективной. Ликвидировали сельскую усадьбу по давно отработанной схеме: закрыли школу и ферму, и местные жители тут же разъехались по соседним селам.
- Мы были последними, кто справил в Решетиловке свадьбу, - вспоминает Анастасия Гордиенко, жена фермера Сергея Гордиенко.
Тогда они тоже покинули родное гнездо - на руках было четверо малышей. Но спустя несколько лет Сергей Степанович твердо решил вернуться назад. .
Посреди руин, под тополями, где они познакомились с Настей, Гордиенко поставил палатку. Перевез в нее жену и детей и начал строить дом из обломков. В нем и перезимовали.
Сегодня фермерское хозяйство Гордиенко считается одним из самых перспективных в регионе. Он единственный в Одесском районе, кто занимается животноводством. На семейной ферме трудятся повзрослевшие сыновья - у них уже свои семьи. Живут исключительно натуральным хозяйством, даже одежду мастерят сами.
- Добрый десяток лет я потратил на переписку со всеми инстанциями - просил вернуть Решетиловке официальный статус населенного пункта, - вздыхает Сергей Степанович. - Однако на каждую просьбу получал немотивированный отказ.
Между тем из-за отсутствия деревни в госреестре у фермерского хозяйства немало проблем.
- Мы не можем даже прописаться здесь, - поясняет Анастасия Гордиенко. - Маленького внука пришлось регистрировать в соседнем селе - иначе к нему отказывались приезжать медики. На все сельскохозяйственные постройки и дома наша семья также не может получить право собственности. Но самое главное - у семейной фермы нет шансов для дальнейшего развития. Мы не можем участвовать в государственной программе, строить новые дома, получать льготные кредиты. В последний раз получили из банка отказ по следующей причине: хозяйство в одном месте, а прописка в другом.
У фермера Гордиенко есть рабочие места. Земля в Решетиловке на удивление плодородная.
- Нам постоянно звонят люди из разных уголков в России, - рассказывает Анастасия. - Они говорят, что мечтают переехать к нам на постоянное место жительства и заниматься сельским хозяйством. Однако, когда узнают о том, что будут иметь статус нелегалов - желание пропадает.
Депутаты Одесского района по просьбе Гордиенко обращались с письмом к губернатору. Но в областном ведомстве решили, что возрождать Решетиловку нецелесообразно. "Поскольку там нет промышленных, строительных организаций, а также организаций торговли и быта", - говорилось в ответе.
- А откуда они могут здесь быть? - возмущается Гордиенко. - Как открыть в Решетиловке магазин, почтовое отделение, предприятие, если села официально не существует? Получается замкнутый круг.
Ежегодно с карты Прииртышья исчезает более десятка деревень. Такая же судьба со временем ожидает еще добрую сотню сельских усадеб региона, в которых уже сегодня осталось не более двадцати дворов. Многочисленные программы по возрождению агропромышленного комплекса не в силах изменить ситуацию.
- Регистрация деревни - слишком затратное мероприятие, - объяснил "РГ" заместитель главы Саргатского района Сергей Гришин. - Необходимо внести изменения в картографические документы, принять на баланс дороги, инфраструктуру. Все это стоит немалых денег. А лишние финансовые обязательства властям ни к чему. Несколько лет назад мы тоже хотели создать новое село Светлое - для молодых специалистов района. Но когда поняли, с какими препятствиями придется столкнуться, оформили его как микрорайон "село Светлое".
Однако как выяснил корреспондент "РГ", проблему можно решить и без существенных затрат. В законе об административно-территориальном устройстве Омской области есть такой населенный пункт, как хутор. Это наиболее удобный вариант легализации жилых построек на землях сельхозназначения и получения статуса для постоянного проживания.
Сергей Гордиенко не против того, чтобы Решетиловка называлась хутором - лишь бы деревня жила. Но, как выяснилось, сам механизм создания такого населенного пункта в региональном законодательстве до сих пор не прописан.