За час до начала
Вряд ли когда-либо выборы столицы Олимпиады проходили в обстановке такой нервозной, как в Копенгагене. Причина - приезд президента США Барака Обамы. Служба охраны президента США, судя по всему, установила свои условия игры. На несколько часов были отменены даже рейсы специальных автобусов, перевозивших в "Белла Центр" на окраине датской столицы членов олимпийской семьи. В небе барражировали вертолеты, некоторые районы закрыты для свободного передвижения. Тотальный, хотя и вежливый, обыск при входе, почти полное блокирование журналистов в пресс-центре, невозможность связаться с вершителями олимпийских судеб.
Набитый репортерами ангар терпеливо сносил все трудности. А вот члены олимпийской семьи рангом повыше ворчали. Я живу в отеле около аэропорта, где остановились уважаемые руководители многих Международных спортивных федераций. И они вот такими мерами были в отличие от журналистов совсем недовольны. Короткий, всего на несколько часов, заезд американского президента лишал привычного комфорта. Свидетельствовал о том, что даже олимпийский клан лишается в определенный момент своих привилегий, когда в игру вступает некто всемогущий. Шел ропот - тихий, но ропот.
Чикаго навеял сон
Но вот начались презентации. Первое слово для представления города по жребию досталось Чикаго. И давненько не доводилось слышать столь скучной, традиционной, без всякой выдумки презентации. Немного пробудила публику Мишель Обама в своем желто-золотистом платье. Она, отвлекшись от темы, довольно долго рассказывала неизвестные факты из собственной биографии: о больном отце, о его любви к спорту. Потом выступил и сам президент. Его речь показалась яркой. Особенно несколько последних фраз, когда Барак Обама сделал два признания. Во-первых, признал, что многие воспринимают его страну такой, какой она была до его, Обамы, прихода. Во-вторых, пообещал, что к 2016 году Соединенные Штаты станут открытыми для всех, в том числе и благодаря Олимпиаде. Сильный политический ход, ничего не скажешь.
Токио вышиб слезу
Делегация Токио, в которую входил и новый премьер-министр Хатояма, решила брать трогательностью. Упорно агитировал за город слепой паренек- пловец, 21 раз выигрывавший Паралимпийские игры. Вторила ему прикованная к инвалидному креслу красавица-стрелок. Девушка-синхронистка, известная по многим международным турнирам, постоянно заливалась слезами от грядущего счастья принять у себя Игры. Хатояма же, что очень важно, обещал сделать их экологически чистыми.
Мадриду помогал Самаранч и король
Что поразило, так это впервые услышанная за 30 лет знакомства с маркизом Самаранчем полнейшая его откровенность. Никогда еще сдержанный, суховатый человек, более двух десятилетий возглавлявший МОК, не держал таких речей. "Мне уже 89 и мое время подходит к концу, - сказал Хуан-Антонио. - И я вряд ли увижу эти Игры. Но если вы отдадите их Мадриду - вы не ошибетесь. Друзья мои, многие, очень многие из вас начинали еще со мной (справедливый и очевидный намек на то, что в МОК подавляющее большинство его членов принимал еще он, Самаранч - авт.). И проголосовав за Мадрид, вы отдадите мне свою дань".
Его поддержал и король Испании Карлос. Бывший яхтсмен, он напомнил президенту Жаку Рогге, как они вместе еще в 1972-м принимали олимпийскую клятву.
И возник вопрос: найдут ли в себе члены МОК силы отказать благодетелю Самаранчу, не прислушаться к королю. Да еще глава испанского правительства Cапатеро дал всяческие гарантии полной финансовой поддержки Игр.
Рио бил фактами
Абсолютно откровенно: презентация Рио-де-Жанейро была лучшей. Старина Авеланж, стоявший во главе Международной Федерации футбола еще подольше, чем Самаранч правил в МОКе, оптимистично пригласил всех отпраздновать вместе в 2016-м в его родном городе собственное 100-летие. Президент Лулу не делал никаких политических заявлений, зато рассказал, какими кредитами обеспечена Олимпиада, кто из крупного бизнеса ее подержит. Выяснилось, что все места олимпийских соревнований расположены очень компактно. А король футбола Пеле, хоть и не проронил ни слова, но все равно был в центре внимания, внимая каждому слову выступавших и кивая головой. Была произнесена и убийственная для того же Чикаго фраза: на американском континенте проведено 12 Олимпийских игр, но все - только в Северной Америке, и ни единой - в южной. Быть может, пришла пора исправить несправедливость? Ну, хорошо, получит Чикаго Игры, так ведь летние проходили в Атланте в 1996-м, а зимние - в Солт-Лейк Сити в 2002. Девять раз олимпийский огонь зажигали в Штатах, да и в 2010-м он зажжется в Канаде. Журналисты в нашем пресс-центре не сдержались, зааплодировали.
Есть подать голос
Первый тур поразил сенсацией. Чикаго выбыл, набрав лишь 18 голосов. Вот вам и Обама. У лидера Мадрида -28, далее Рио - 26, Токио - 22.
Во втором туре выбыл, как и ожидали, Токио, набрав лишь 20 голосов. А бразильцы уверенно пошли вперед - 46. Мадрид отставал - 29.
И третий решающий тур оказался легкой прогулкой для Рио-де-Жанейро: Пеле и его команда победили нокаутом, набрав 66 голосов против 32, поданных за Мадрид. Президент Лулу на радостях расплакался. А чего тут было плакать, когда его бразильцы взяли свое, заслуженное.
Заметим, что впервые все лидеры четырех держав принимали участие в презентациях. Явление в мировом олимпийском движении небывалое.