05.10.2009 00:40
Авто

Выделенная полоса для общественного транспорта на Волоколамском шоссе не оправдала надежд пассажиров

Корреспонденты "РГ" проверили, есть ли польза от выделенной полосы для общественного транспорта
Текст:  Ольга Игнатова Ольга Масюкевич
Российская газета - Столичный выпуск: №186 (5010)
Читать на сайте RG.RU

Выделенная полоса для общественного транспорта, появившаяся два месяца назад в порядке эксперимента на Волоколамском шоссе, по задумке должна была побудить как можно больше москвичей пересесть на общественный транспорт. Столичные власти надеялись, что таким образом хотя бы на одной перегруженной магистрали пробок станет меньше.

Оправдались ли расчеты? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспонденты "РГ" провели эксперимент: одна из нас в час "пик" отправилась в путь автобусом, другая - на собственном авто. Стартовали от радиорынка в Митино, цель - первая станция метро - "Тушинская".

...В пробку и наш автобус N 930, и серенький dаewoo-matiz попали, еще не доехав до выделенной полосы. Впрочем, как и предсказывали жители Митина. Они давно уже убедились, что теперь движение практически блокируется намного раньше: еще при приближении к мосту, по которому проходит МКАД, транспорт вынужден выстраиваться в две полосы. Легковушки теснятся влево в надежде, что левая всегда быстрее. Здесь же - полный затор. Автобусы в это время стройными рядами выстраиваются в правой полосе. Стрелка и на их спидометрах падает к нулю.

Стоим. На часах - 9.30. "11 лет живу в Митино, - делится с корреспондентом "РГ" соседка по автобусу. - Мы машину купили лишь потому, что на автобусе ехать очень долго и тяжело, когда со всех сторон давят. Пробки здесь, конечно, и раньше были, но в этом месте - никогда! - И добавила: - Эх, видно, не стать "выделенке" светлой полосой в нашей жизни!"

За десять минут транспорт не продвинулся вперед и на десять метров. Пассажиры в автобусе уже нервничают - теснота и духота делают свое дело.

Итог: dаewoo -matiz добрался до пересечения с МКАД за сорок минут. Автобус преодолел эту дистанцию за час. Он взял реванш на самой "выделенке", преодолев всю ее длину в два с половиной километра за 10 минут. Легковому автомобилю для этого потребовалось 20 минут.

Подсчитываем время, потраченное на весь маршрут. Получается, что от радиорынка до метро автобус ехал час десять, машина - ровно час. Хотя разница в общем-то небольшая, но особых преимуществ у общественного транспорта не появилось. Причем, как нам показалось, легче не стало ни автомобилистам, ни пассажирам общественного транспорта. Наш вывод, сделанный практическим путем, подтвердили и в аналитическом центре "Яндекс. Пробки": "Из-за выделенной полосы произошло сужение проезжей части в районе поста ГИБДД. При этом поворот налево, на Походный проезд, остался, и желающие проехать на него занимают минимум два ряда. А в час "пик" немало нарушителей, которые поворачивают налево из правых рядов". По мнению руководителя службы сбора и обработки информации центра Владислава Бородина, таким образом, из пяти полос для движения по Волоколамке остаются только две и образуется классическое "горлышко".

Правда, руководитель НПО транспорта и дорог ГУП " НИиПИ Генплана Москвы" Игорь Бахирев вины выделенной полосы в этом не видит. Заторы, по его словам, были здесь всегда. Кто же тогда усугубил и без того сложную ситуацию на этой трассе? Автоинспектора считают, что нарушители те, кто, несмотря на запрещающий знак, выезжают на "выделенку". Да, действительно, за время эксперимента корреспондентам "РГ" удалось засечь не меньше 15 машин-нарушителей. Но инспектора ГИБДД стоят в начале полосы и в конце, и все об этом знают. Чтобы не платить штраф даже в сто рублей, нужно лишь вовремя съехать с "выделенки", что многие и делают.

Тем не менее в "Мосгортрансе" экспериментом, похоже, довольны. "Количество задержек в движении автобусов на полосе в августе - сентябре по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилось в полтора раза, - сообщили "РГ" в пресс-службе предприятия. - А их продолжительность уменьшилась вдвое".

А вот ревизор 12-го автобусного парка "Мосгортранса" Раиса (фамилию она назвать отказалась), которая следит как раз за соблюдением графика движения, утверждает: стало еще хуже. "Из Митино автобусы по часу едут, чтобы только до этой полосы добраться. Раньше такого не было".

В распоряжение редакции попало разъяснение главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ Виктора Кирьянова, адресованное министерству транспорта РФ. В нем содержится анализ применения системы выделенных полос в целом в России и в частности в Москве, на Волоколамском шоссе. Виктор Кирьянов, в частности, считает, что в целом идея хорошая, но эффективно она заработает лишь при соблюдении ряда условий. "Наиболее оптимальным является устройство выделенных полос вне основной проезжей части", - делает вывод главный государственный инспектор. В данном случае это сделать было вполне возможно. Рядом нет ни жилых массивов, ни промышленных предприятий. Там же, где дорогу расширить невозможно, выделенные полосы можно хотя бы отделить от основных полос движения конструктивными элементами. Например, с помощью столбиков, как делают в Париже. Однако в НПО транспорта и дорог пошли по самому простому пути: просто перерисовали разметку и повесили запрещающие знаки.

К тому же, ратуя за общественный транспорт, никто не учел его "национальных особенностей" - комфортом российские автобусы похвастаться не могут. Между тем "выделенная полоса может эффективно работать только при наличии развитой системы общественного транспорта, позволяющей стимулировать отказ от использования личного автотранспорта, - подчеркивает Кирьянов. - Одним из важных аспектов ее работы является принятие решения об использовании автобусов большой вместимости и исключения всех коммерческих маршрутов".

... А пока всего этого у нас нет, граждане предпочитают стоять в пробке, сидя в своей машине! Впрочем, не все так безнадежно. Остается подождать до декабря, когда метро придет в Митино, и больше половины жителей района пересядут на подземку. Может, тогда и заработает в полную силу выделенная полоса?

Дороги ПДД