Эта группа из Санкт-Петербурга, наверное, самая питерская по духу. Но в этот раз лидер "Сплина" взглянул на нашу жизнь как бы отстраненно - из космоса.
СК "Олимпийский" - оправдывает свое название. Для артистов он - как чемпионский норматив, "олимпийская высота": если на твоем концерте полный зал, то ты - успешен и любим. А если пришло "всего" три-четыре тысячи зрителей, ты неудачник. Не хочется называть имена, но работники "Олимпийского" рассказали обозревателю "РГ", что за последние 12 месяцев у наших артистов под завязку стадион был набит лишь на "Дискотеке 80-х". Оттого-то спеть в этом огромном зале сегодня решаются немногие, даже из самых успешных и растиражированных на телевидении. "Спин" решился.
С одной стороны - у этой группы масса хитов: "Орбит без сахара", "Выхода нет", "Линия жизни" (из фильма "Брат-2"), "Скажи", "Время назад", "Моя любовь" и многие другие. Есть успех на "Нашествиях" и музыкальных премиях (в том числе - MTV). С другой - питерцы играют умный, интуитивный и экзистенциальный рок, не подлаживаются под хит-парады. Да и вышедший в середине сентября альбом "Сигнал из космоса" получился очень неожиданным, ярким, самобытным, но скорее всего не массовым.
Лидер группы Александр Васильев, выйдя на сцену, похоже, немного волновался. Первые композиции с "Сигнала из космоса" группа сыграла дерзко, почти наотмашь. Стараясь максимально эмоционально - "а там будь что будет" - выплеснуть свои эмоции, рифы, ритмы и рифмы. Начали с "Добро пожаловать" и "Настройки звука", "Дыши легко", чуть позже увидев реакцию, Васильев наконец-то вымолвил первую фразу: "Большое спасибо!"... Наверняка ему важно было увидеть, как отреагируют зрители. Ведь новый альбом - не типично по нынешним временам - концептуальный и цельный. Одни поклонники уже высказывались в блогах о том, что часть песен - супер-удачные, но другие правильней было убрать для облегчения восприятия "Сигнала". Или же - приберечь для следующего диска (на этот вместилось 18 треков, на 60 минут звучания, что избыточная щедрость по нынешним временам).
|
Видео: Сергей Куксин |
Но тем и хорош альбом, что он - абсолютно цельное и выстроенное произведение. В "Сигнале из космоса" есть своя завязка, истории жизни, наблюдения, выводы, мораль и развязка. Здесь действуют многие персонажи, главный из которых - сам лирический герой, балансирующий между добром и злом, бытом и желанием быть честным, грустью от уходящего времени и радостью от рождения сына.
Новый диск "Сплина" это - фактически роман, только музыкальный и на современной событийной основе. Полный колоритных персонажей, сарказма, метафор, скрытого смысла, аллегорий. Единый нерв, драйв, напряженный ритм повествования - "Сплин" играет нынче столь мощно и настырно, что кажется: еще немного напора, отрешенности и экспрессии - уже переключится и на грандж. Как всегда, очень удаются Васильеву драматичные баллады: наверное, никто не умеет сегодня писать о любви столь трагично, но при этом гордо и самоотверженно.
При этом, рискну предположить, что в дальнейшем в концертной программе "Сплина" из нынешнего альбома останутся немногие песни: ударный хит "Больше никакого рок-н-ролла" (бессонный подарок себе на 40-летие?), отчаянно-романтичное "Письмо" и песня, идеально подходящая под открытие концертов, - "Настройка звука". Потому что "Сигнал из космоса" - это все-таки не набор песен, это нынешнее состояние души, смятений и сомнений. И самих музыкантов, и тех слушателей, кто тоже хочет жить, помня про душу, сердце, любовь и неизбежность сомнений и самокопаний, - куда же без них, если хочешь достичь непридуманного счастья?
"Олимпийский" в итоге оказался заполнен почти полностью (пустовали только самые дорогие VIP-места). Группа выходила "на бис" два раза, при этом исполнила многие прошлые хиты: "Линию жизни", "Гандбол", "Рики-Тики-Тави"... "Сплин" пел почти два с половиной часа - мало кто сегодня готов так "пахать" на сцене. И они еще бы пели, но пора было возвращаться в родной Санкт-Петербург, откуда "Сплин", после перерыва на краткий отдых, продолжит свой гастрольный тур по России.