06.10.2009 00:44
Экономика

Самолеты смогут получать предупреждение о возможном столкновении в 10 раз быстрее, чем сейчас

Самолеты смогут получать предупреждение о возможном столкновении в десять раз быстрее, чем сейчас
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №187 (5011)
Читать на сайте RG.RU

Самолеты смогут летать на малых высотах в облаках и в ночное время. А к летчикам будет оперативно поступать информация о ситуации за бортом - о погодных условиях и грозовых облаках. Но случится это только после того, как будет внедрена новая система автоматического зависимого наблюдения.

Предполагается в 2009-2011 годах развивать пробные проекты, вводить новшество по регионам и, наконец, свести все в единую систему. Об этом шла речь на заседании Аэронавигационного совета.

В ближайшее время предстоит скорректировать федеральную целевую программу "Модернизация единой системы организации воздушного движения на 2009-2015 годы". И естественно, найти источники финансирования. Но дело того стоит. Специалисты Росавианавигации отметили, что система АЗН - автоматического зависимого наблюдения - позволит значительно повысить безопасность полетов. Пилоты на экране смогут наблюдать другие суда на больших расстояниях, даже без участия "земли". Это даст возможность рассчитывать аварийные ситуации и реагировать на них не за 40 секунд до сближения, как это возможно сейчас, а за 6-7 минут, что снижает риск столкновения самолетов в воздухе. Кроме того, увеличится пропускная способность самих зон управления воздушным движением. Это касается не только самолетов, но и вертолетов.

Как пояснил замминистра транспорта Валерий Окулов, сейчас правила полетов не предусматривают полеты на низких высотах при плохой видимости. Но эти ограничения можно будет убрать для тех самолетов, которые будут оснащены новыми системами связи с диспетчерами - АЗН. Как известно, сегодня у летчиков нет возможности связываться через компьютер с диспетчерами. Им приходится работать "голосом", сообщать диспетчеру свои координаты. Система АЗН позволит не только автоматически сообщать о месте нахождения воздушного судна, но и обозначать его для других самолетов, на борту которых также установлена эта система. Кроме того, летчики смогут оперативно передавать в метеослужбы информацию о погоде в небе.

Как отметила представитель "Метеоагентства Росгидромета" Марина Петрова, 40 процентов происшествий в небе, согласно международной статистике, связаны с метеоусловиями. Сейчас у летчиков перед полетом на руках оказывается устаревшая информация, так как погода меняется ежесекундно. У Росгидромета уже есть технические возможности создавать четырехмерные карты погоды с наложением местности, текстов и метеорологических показателей. Информация обновляется каждые 15 минут. Пока такие данные можно передавать только на диспетчерские пункты. При организации АЗН летчикам тоже будут доступны интерактивные карты погоды.

Авиатранспорт