06.10.2009 00:50
Власть

Новые поправки в УК запретят мировые соглашения при смертельных автокатастрофах

Предложены поправки в УК, которые запретят мировые соглашения при смертельных автокатастрофах
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №187 (5011)
Читать на сайте RG.RU

Депутатов и правозащитников заинтересовала статья 76 Уголовного кодекса, которая позволяет виновнику аварии со смертельным исходом уйти от ответственности - рассчитаться деньгами с родственниками погибшего. Такое положение дел, по их мнению, несправедливо.

Напомним, недавно следователю СКП Александру Мазу присудили всего два года условно за то, что он, будучи пьяным, управляя машиной без номеров, двигаясь по разделительной полосе, насмерть сбил женщину на пешеходном переходе. Родители следователя оплатили похороны погибшей и передали ее родственникам приличную сумму. Родственники сразу отказались от каких-либо претензий к водителю. И, несмотря на то что прокуратура опротестовала столь легкое наказание, суд только подтвердил ранее принятое решение.

Напомним эту историю. Следователь по фамилии Маз на собственной машине решил обогнать поток и выехал на разделительную полосу. Там на пешеходном переходе стояла женщина. Водитель даже не затормозил. Женщина пролетела около 20 метров. Маз попытался скрыться с места происшествия. Однако другие водители перекрыли ему движение. Он врезался в два автомобиля и попытался уйти на своих двоих. Однако водители бросились за ним в погоню. Чем бы закончилась эта история, если бы не вмешалась милиция, - судить сложно. Такого количества отягчающих фактов хватило бы на полный срок.

Но в отношении Маза был применен особый порядок рассмотрения дела. Он возможен в том случае, если максимально возможное наказание - не больше 10 лет, обвиняемый согласен с обвинением, обвинитель и потерпевшие не против. При особом порядке не проводится судебное следствие, не требуется анализа доказательств. Наказание не выше 2/3 максимального срока, предусмотренного статьей. В данном случае максимальный срок - пять лет.

Другой случай. Кочубеевский районный суд Ставропольского края принял постановление о прекращении уголовного дела в отношении бывшего мэра Пятигорска Игоря Тарасова, виновного в гибели в аварии пяти человек. Официальная мотивировка: "в связи с примирением сторон". Решение о примирении принято родными погибших - Тарасов восстановил материальный ущерб и пытается загладить моральный вред.

Вот предыстория этого мирного соглашения после смерти. Машина под управлением Тарасова выехала на встречную полосу и врезалась в "ВАЗ-21093". В результате столкновения три пассажира "девятки" погибли на месте и еще двое скончались позже в больнице. Сам бывший мэр получил черепно-мозговую травму, перелом ребра и многочисленные ушибы, что тем не менее не помешало ему скрыться с места происшествия. Позднее он все же был задержан. ГАИ посчитала, что VIP-водитель двигался с лихой скоростью 110-130 километров в час. И тем не менее за грубейшее нарушение Правил дорожного движения, повлекшее гибель пятерых человек, бывший мэр не получил даже условный срок.

Такой правовой казус возможен только при дорожно-транспортных происшествиях. То есть если киллер убьет заказанного ему человека, потом в суде раскается и оплатит родственникам погибшего похоронные расходы и даже возместит моральный ущерб, то от уголовного наказания, даже если те же родственники не будут иметь к киллеру никаких претензий, ему не уйти. Если насильник возместит жертве моральный ущерб и пообещает жениться, суд, может, и смягчит ему наказание, но в рамках уголовной статьи. А если человек, в пьяном виде управляя автомобилем, убивает человека, потом пытается скрыться с места происшествия, то у него остается возможность избежать судимости, договорившись с родственниками.

Именно эта несправедливость и задела правозащитников. Они уже подготовили законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс. Их поправки звучат следующим образом: "статью 76 изложить в следующей редакции: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (за исключением деяний, повлекших за собой смерть пострадавшего), может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред".

Как объясняют авторы, цель этих поправок - убрать дыру в законе, позволяющую "шишкам" и "денежным мешкам" уходить от ответственности. Отчасти такую инициативу поддержали и некоторые депутаты. Например, по словам Владимира Плигина, если в ДТП погиб человек, то договориться с ним уже невозможно. А родственники не всегда оказываются ближайшими. К тому же кто знает, в каких отношениях погибший был с этими родственниками. Но, по мнению Плигина, эта поправка должна касаться тех случаев, когда виновник аварии находился за рулем в пьяном виде или пытался скрыться с места происшествия.

В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России к этой поправке отнеслись осторожно. "А вы сами поставьте себя на место виновника ДТП", - предложили корреспонденту "РГ" в ДОБДД. Вот ситуация: ночью под колеса машины попала доска с гвоздями, колеса пробиты, неуправляемая машина вылетает на обочину и сбивает насмерть человека. Водитель сам готов повеситься из-за того, что произошло, у него есть возможность как-то возместить ущерб, а ему уже предрешена судимость, уголовная статья и срок. А бывают и такие ситуации, когда погибший под колесами сам виноват в аварии. Но водитель отвечает только потому, что управлял средством повышенной опасности и сам он не из богатых. И родственники жертвы все это понимают и готовы его простить. Но при таких поправках он все равно получит срок. Перед тем как принять такое решение и правозащитникам, и депутатам нужно очень внимательно проработать все нюансы подобных изменений, рекомендуют в департаменте.

Госуправление ДТП