В ближайшие три года налогоплательщики прочувствуют, что такое дефицит бюджета. Налоговикам поручено приложить все усилия, чтобы увеличить собираемость налогов за счет усиления их администрирования. Это означает, что налоговые проверки примут более жесткие формы. Правила игры на налоговом поле прописаны в проекте доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФНС 2010-2012 годы, который минфин разместил на своем сайте.
Главный упор работы налоговиков будет сделан на повышение собираемости налогов и улучшение налогового администрирования. Для этого налоговикам придется потрудиться на поприще сбора информации о сокрытии налогов, равно как и выявлять сокрытую налоговую базу. В направлениях налоговой политики как раз говорится о том, что основной деятельностью ФНС является контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Так что этот контроль и надзор будет усилен, а казна получит реальные и вполне ощутимые выгоды для бюджета.
Одновременно минфин призывает налоговую службу не перегибать палку в работе с налогоплательщиками, требуя немедленной уплаты не только самих налогов, но и пени и штрафов. Лучше использовать рассрочку, введя механизм урегулирования налоговой задолженности. Минфин напоминает, что к началу текущего года задолженность по уплате налогов в бюджет составила 1 285,9 миллиарда рублей. Из общей суммы совокупной задолженности в бюджетную систему административные действия по ее взысканию могли применяться налоговыми органами к 561,3 миллиарда рублей (39%). А оставшаяся, причем большая часть, в 894,1 миллиарда (61%) к взысканию невозможна, и к ней должны применяться меры урегулирования. Таких мер в налоговом законодательстве предусмотрено несколько: зачет в счет излишне уплаченных налогов, направление требований, выставление инкассовых поручений, инициация процедур банкротства и, наконец, списание безнадежных долгов. В 2008 году за счет применения мер принудительного взыскания казна дополучила 425 миллиардов рублей. А эффективность взыскания в прошлом году выросла и составила 51,6% против 36,9%, зафиксированных на 1 января 2008 года. Банкротство 25 тысяч организаций дало бюджету дополнительно еще 463,7 миллиарда рублей.
Эти сухие цифры говорят лишь об одном, проверки будут ужесточены. Хотя не факт, что их будет больше. Для того чтобы найти новые способы и схемы по уходу от налогов, достаточно сосредоточить больше внимания на мониторинге деятельности и налоговых обязательств крупнейших налогоплательщиков, включая естественные монополии. На основании предыдущих данных более-менее ясную картину по налоговой базе иметь можно. Требуется еще и внедрить новые технологии по "управлению результатами" в части автоматизированного налогового контроля. Плюс к тому нужно усовершенствовать системы оценки эффективности налоговых органов, их структурных подразделений в новых условиях налогового администрирования. Причем упор в оценке следует сделать на районные налоговые инспекции, которые чаще всего бойкотируют решения территориальных управлений ФНС, что ведет к возрастанию судебных исков. Последние несут довольно значительный урон казне, так как суды в большинстве случаев склоняются на сторону налогоплательщиков. Поэтому казне приходится не только возвращать налоги, но и оплачивать судебные издержки.
Способ заставить лучше работать налоговые службы имеется. Правда, сегодня он почти не применяется на деле. А вот в лихие 90-е отличная работа оплачивалась премиальными, которые капали на счета, в том числе и районных налоговых инспекций. Главное, сегодня не перегнуть палку с пряником для налоговиков, чтобы они не замучили бесконечными проверками и придирками налогоплательщиков. А опасность такая есть, утверждают эксперты.
На Ильинке, похоже, на сей раз решили предусмотреть все. Вторым глобальным шагом в работе налоговиков должно стать снижение издержек бизнеса, связанных как раз с налоговым администрированием. Для этого предлагается упростить налоговые процедуры и развивать процедуру досудебного урегулирования споров.