07.10.2009 00:33
Экономика

Правительство внесло в Госдуму закон, увеличивающий акцизы на алкоголь и сигареты

Казна наполнится за счет курящих, пьющих и автовладельцев
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Столичный выпуск: №188 (5012)
Читать на сайте RG.RU

Правительство внесло в Госдуму законопроект, увеличивающий акцизы на алкоголь и сигареты, а также ставки по транспортному налогу в 2010 году. Благодаря увеличению налоговых ставок казна дополнительно получит в следующем году 96,6 миллиарда рублей.

Тест на алкоголь

Святое - водку - власти решили пока не трогать. Акцизы на крепкий алкоголь до 2012 года останутся без изменений. На вино и слабоалкогольные коктейли акцизы в течение трех лет будут постепенно повышены в среднем на 30 процентов. На пиво за этот же период они должны вырасти в среднем на 50 процентов. В частности, пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно предполагается облагать акцизом в размере 9 рублей за 1 литр, с 2011 года - 10 рублей, с 2012-го - 12 рублей (сейчас ставка равна 3 рублям).

Понятно, что пивоварам это не могло понравиться. Они назвали такое повышение акцизов "шоковым" и предложили в 2010 году ограничиться повышением не более чем на 5-10 процентов. Глава союза пивоваров Даниил Бриман продолжает утверждать, что бюджет все равно не получит запланированный налог. В прошлом году казна получила около 30 миллиардов пивных рублей. Если акциз повысят, то бюджет может недополучить пять миллиардов. Однако независимые эксперты не советуют драматизировать ситуацию: обозначенный рост пивных акцизов может увеличить стоимость пол-литровой бутылки в среднем на 4-6 рублей.

Правда, есть один нюанс: на днях минпромторг выступил с инициативой запретить продажу пива в киосках. Кроме того, ведомство хочет на федеральном уровне закрепить ограничения по времени продажи алкогольной продукции. Сегодня это прерогатива местных властей. Независимые эксперты предполагают, что с учетом всех этих инициатив продажи спиртного, и в первую очередь пива, могут упасть до 20 процентов. Однако с учетом возможного повышения акцизов это падение будет компенсироваться ростом розничной цены на пиво. То есть при таком раскладе бюджет ничего не потеряет, но и вряд ли приобретет.

Налог на дым

По сигаретам законопроект предусматривает увеличение размера так называемой адвалорной составляющей ставки акциза, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен на 0,5 процента ежегодно, а специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром - в среднем на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) - в среднем на 50 процентов.

Табачники пока затрудняются назвать "новую" стоимость своей продукции. "В следующем году цены вырастут на все сигареты, причем это будет происходить с опережением инфляции, - говорит генеральный директор табачной ассоциации Вадим Желнин. - Помимо акцизов тому есть еще по крайней мере две причины: за этот год табак на мировых рынках подорожал на 20 процентов, плюс растущий курс доллара". Представители отрасли закладывают диапазон для роста стоимости своей продукции 20-30 процентов. Нетрудно подсчитать, что пачка сигарет из среднего ценового сегмента, которая сегодня стоит 26-28 рублей, подорожает на 6-8 рублей.

Что же касается доходов бюджета, то в этом году табачники отдали государству по акцизам 80 миллиардов рублей, а в следующем с учетом новых ставок отдадут 100 миллиардов.

Авто по-прежнему роскошь

Дополнительным источником наполняемости региональных бюджетов должен стать транспортный налог (он полностью идет в региональную казну). В настоящее время действуют ставки, установленные еще в 2003 году. Планируется, что со следующего года ставки транспортного налога увеличатся в два раза. Минфин ожидает, что такая мера позволит собрать 7,5 миллиарда рублей. При этом законопроект предлагает разрешить региональным властям уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в десять раз и увеличивать не более чем в пять раз. Таким образом, потенциальные доходы могут составить до 37,5 миллиарда рублей.

Вряд ли найдутся губернаторы, которые не воспользуются новыми возможностями для установления максимальных ставок. Кстати, на прошлой неделе глава минтранса Игорь Левитин предложил переименовать транспортный налог в "экологический", поскольку, по словам министра, основой преобразований системы отчисления транспортных налогов являются вредные выбросы автомобилей. Ведь 70 процентов автомобильного парка в России относится к стандарту Евро-0. У минтранса уже были предложения по совершенствованию налоговой шкалы: для автомобилей с современными системами, ориентированными на снижение вредных выбросов, налог уменьшался. Но пока это предложение тоже находится в стадии обсуждения.

Налоги