07.10.2009 19:34
Культура

Основные выставки Биеннале: Гид "РГ". Серия вторая: "Фабрика", "Триумф", Манеж и другие

Третья Московская Биеннале: гид "РГ". Серия вторая
Текст:  Арсений Штейнер
Читать на сайте RG.RU

Одной из крупнейших площадок Третьей московской Биеннале стало арт-пространство "Проект Фабрика", открытая на месте комбината технических бумаг "Октябрь". Где раньше делалась бумага, теперь галереи и офисы. По своей отдаленности (Переведеновский пер., 10, пешком от м. Бауманская) "Фабрика" привечает менее коммерческие выставки, чем "Винзавод", и ни в коей мере не является ему конкурентом. Из пяти выставок, которые идут сейчас, главная  - "Интерпретация объекта в Московской концептуальной школе". Работы из собрания музея МАНИ (Московский архив нового искусства) принадлежат Андрею Монастырскому, Илье Кабакову, Римме Герловиной и другим звездам московского концептуализма. Каждый объект снабжен современными комментариями. Настоящая музейная выставка, которую нельзя пропустить.

В соседнем корпусе - совместная выставка Владимира Анзельма и Александра Сигутина "Гастарбайтеры духа". Она построена на контрасте прозрачной живописи Сигутина и собранных из черного, блестящего угля скульптур Анзельма и должна показывать духовный подвиг художника, вынужденного подавать серьезные вещи в формате фастфуда.

8 октября здесь открывается запоздавшая выставка "Рабочее движение". Кураторы С. Хачатуров и А. Жиляев намерены проверить жизнеспособность революционных идей авангарда в наше время. Можно будет увидеть "Большой Адронный Коллайдер" Николая Полисского, сложенный из дров.

Уставши от искусства (особенно утомительны лучшие, концептуалисты), стоит отдохнуть в кинозале, где постоянно крутится видео "Цветы" Дмитрия Булныгина. Несмотря на то, что единственные персонажи фильма, смонтированные в разноцветные распускающиеся цветы - это части тела, нечасто упоминаемые в приличном обществе, ролик совершенно адекватен, он насмешит детей и порадует взрослых. Как говорит сам автор, "демонстрация зада служит декоративным элементом при проведении досуга".

Теперь к другим местам. Пафосная галерея "Триумф" (Новокузнецкая ул., 40) специализируется на западных знаменитостях. На биеннале в "Триумф" приехал знаменитый британский дуэт, Тим Нобл и Сью Вебстер. Эти англичане делают искусство из мусора. Ассамбляжи из подножных материалов и скелетов мелких животных отбрасывают тени, похожие на человеческие. Это не все. В течение 10 лет припанкованная арт-пара работала над кинетической композицией Scarlett. Фрагменты детских игрушек, трансформеров и Барби будут посредством специального мотора содрогаться на верстаке и пугать честных граждан. От метро "Павелецкая" совсем близко.

В Манеже - фотовыставка Бориса Михайлова. Тема - 90-е годы, город Харьков. Ежедневный ужас провинции тех лет, когда погибало и рушилось государство, на фотографиях Михайлова напоминает 800-дневный кошмар блокады Ленинграда. Тонированные в жуткие цвета, нарочито поцарапанные отпечатки. Никакой политики, просто триллер.

От Манежа немного вверх по Большой Никитской - галерея Марины Гончаренко, или GMG (Леонтьевский пер., 2а). Выставка "Истина" американского фотографа Томаса Джошуа Купера диаметрально противоположна исторической драме Михайлова. На фото Купера пустынные ландшафты Края Земли. Только море и камни, и никаких признаков жизни. Выставка в Москве - часть большого проекта "На краю света", который Купер начал уже 20 лет назад. С бригадой помощников и деревянной камерой фотограф путешествует по берегам Атлантического океана в поисках мест, куда никогда не ступит нога человека.

В Государственном Литературном музее (Трубниковский пер., 17) галерея Веры Погодиной открыла выставку "Мертвые души". Это часть проекта "Русская хрестоматия", который призван отразить литературоцентричность русского сознания и всеохватность русской литературы. "Мертвые души" - не просто иллюстрация к Гоголю, а философская и художественная переработка темы известными художниками, большинство которых принадлежит школе Московского концептуализма. Среди участников -  Константин Звездочетов, Вера Хлебникова, Виктор Скерсис, Петр Стасюнас и др.

Галерея им. братьев Люмьер в ЦДХ выставкой Александраса Мацияускаса начинает серию "Мастера литовской фотографии". Литовская школа фотографии оказала колоссальное влияние на советскую фотошколу. Серии ведущих литовских фотографов, Суткуса, Кунчюса и Мацияускаса, воспринимались в Союзе западным явлением, несмотря на национальный колорит. Картины сельской жизни и городские сценки, снятые, как правило, широкоугольным объективом в резком ракурсе, очень непохожи на репортажи фотографов центральной России. Фото Мацияускаса можно сравнить с волжским циклом Прокудина-Горского, как и те уникальные документы 100-летней давности, они предлагают зрителю диалог с жизнью и историей. Интервью с Мацияускасом читайте в "Российской газете".

В галерее М'АРС выставку ArtDigital-6 сменяет "Внутренний Урал", коллективная работа молодых и не очень художников из Свердловска, Нижнего Тагила и Перми. Гастроли в Москву организованы уральским отделением ГЦСИ, в котором работают очень серьезные люди, так что регион покажет себя со всех сторон, от квази-технических машин группы "Куда бегут собаки"  до издевательской самодеятельности веселых ребят из группы "Велосипед".

На нынешней Биеннале немало удачных региональных выставок. Кроме самой крупной, "Русского Бедного", и "Внутреннего Урала", еще 2 собранных по провинциям проекта в галерее искусств Церетели на Пречистенке, ретроспектива товарищества "Искусство или смерть" из Ростова-на-Дону в Академии Художеств на Гоголевском, да и в основной проекте "Против исключения", выставленный в Гараже, тоже с заметным этническим духом. Налицо новый тренд: новое искусство будет делаться не в Москве. И это, как ни крути, приятно. Страна большая, места всем хватит.
 

Арт