07.10.2009 00:20
Общество

Психолог: Идеальный развод не заставит ребенка почувствовать себя виноватым или брошенным

Текст:  Адиля Зарипова Наталья Лебедева Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №188 (5012)
Может ли развод закончиться дружбой бывших супругов и спокойствием для детей?
Читать на сайте RG.RU

Судьба "звездного" сына и внука Дени Байсарова заставила нас понять, что "звездные" мамы и бабушки "так же, как все, как все, как все" ходят не только за судьбой, но и в пленниках наших не очень внятных социальных практик и культурных привычек - развода, раздела имущества и детей.

Информационная война, начатая сторонами конфликта вокруг Дени, не привносит в него ясности - скорее наоборот. Поэтому сегодня наш разговор об опыте спокойного развода в том случае, когда без него, по мнению действующих лиц, не обойтись.

Между Филемоном и Бавкидой

Счастливых разводов не бывает. Всякий развод несчастлив по-своему.

Актер и певец Алексей Кортнев, считающий свое расставание с певицей Ириной Богушевской примером "нормального" развода, спустя 20 минут сравнил его с тяжелой болезнью.

- Ну это не смерть, конечно. Человек не отрывается от тебя безнадежно и навсегда. Но при разводе из тебя вынимается тот, кто врос в тебя корнями за годы совместной жизни...

Куда спокойнее смотрит на развод писатель Мария Арбатова:

- Брак - живой организм. Он переживает рождение, юность, зрелость, старость и смерть. Счастье, когда эти этапы совпадают с этапами жизни человека. Тогда пара становится Филемоном и Бавкидой. Но в иных случаях развод - это только сигнал окончания одного этапа жизни и начала другого.

Это, наверное, самая безболезненная философия, но усвоить ее готовы далеко не все. А если разлад в семье не знак смены этапов, а испытание, кризис?

- Иногда люди замечают, что чувства ослабели, - рассказывает психолог Ольга Маховская, - приходят к решению, что им, возможно, нужно расстаться, но, как ни парадоксально, вдруг начинают лучше понимать друг друга, как правило, снова сближаются и остаются семьей.

Она не верит в возможность удачного развода - мирного, без проблем и нервотрепки.

Развод - это всегда фиаско, крах, болезнь, кризис для обеих сторон. Было бы просто ненормально, если бы люди веселились, расставаясь.

И даже в тех случаях, когда пережитый развод признается разведенными нормальным, тяжелый период в отношениях неизбежен - это время вызревания развода.

Поэтому возможность нормального развода, по мнению Алексея Кортнева, закладывается... когда женишься.

- Когда я женился на Ирине Богушевской, я был уверен в ее достоинстве и интеллигентности. И понимал, что эти качества не исчезнут даже в случае развода. Хотя, конечно, женясь, я не планировал возможность развода, но, доверяя жене как серьезному, духовному человеку, я не мог себе представить, например, чтобы наш развод был истеричным и склочным.

Самое же трудное в разводе, по его мнению, это не потерять ребенка, сохранить с ним отношения.

- Разговор с ребенком - мучительная проблема. Надо понимать, что чем более мирно проходит развод, тем у ребенка больше шансов вырасти человеком, который верит и мужчине, и женщине, и не стать при этом однобоким травмированным существом.

По мнению же Марии Арбатовой, "ничего трудного в разводе нет, если люди уважают себя, парт нера и окружающих".

Развод только актуализирует накопившиеся у людей психологические проблемы и, к сожалению, для многих делает легитимным свинство, которое они бы не позволили себе "в мирное время".

Шуба, машина, квартира

Советские времена оставили нам своеобразный рыцарский кодекс достойного развода - оставить жене обязательную триаду тогдашнего благосостояния - шубу, машину, квартиру.

Сегодня, когда имущество многих громко разводящихся людей таково, что советская триада покажется милостыней в 5 копеек, когда между супругами делятся бизнесы или дорогие коллекции картин, несправедливые, по мнению разводящихся, модели дележа имущества могут также становиться причиной войн, обрекающих на испытания в том числе и детей.

- Имущество нам делить не приходилось, это произошло каким-то совершенно логичным путем, - вспоминает Алексей Кортнев. - Но если думать над тем, как это сделать оптимально, то надо вспомнить, что всегда есть ярко выраженная мужская часть имущества и женская. И я бы советовал никогда не претендовать из-за вредности и злоб ствования на то, что тебе не нужно. Что же касается денег и недвижимости, в первую очередь жилплощади, то, наверное, справедливым было бы решение отца, особенно если ребенок остается с мамой, оставить жилплощадь им. Я надеюсь, что передо мной больше никогда не будет стоять проблема развода, но если бы вдруг сдуру и уходил из семьи, то все бы (квартиру, машину и пр.) оставил бы жене.

Психологи и адвокаты предлагают традиционный рецепт выхода из сложных ситуаций с разделом имущества - брачный договор.

- Конечно, брачный контракт - идеальный вариант в такой ситуации, - говорит Ольга Маховская. - Но у нас он по-прежнему не популярен. Сказывается как разница менталитетов (на Западе люди более рациональны), так и происхождение имущества (те из наших соотечественников, кто получил квартиру не от бабушки, а заработал ее самостоятельно, предпочтут застраховаться на случай, если чувства остынут).

Семья - друг человека

На вопрос, какая модель отношений с детьми после развода вам кажется правильной, Мария Арбатова ответила: "Честная и бережная".

Психолог Ольга Маховская согласна посчитать удачным только тот развод, после которого "дети в достаточной мере и без скандалов общаются с каждым из родителей, причем не неделю или месяц, а в течение долгих лет".

- Идеальный развод не заставит ребенка почувствовать себя виноватым или брошенным, - подчеркивает она. - Не будем забывать, что дети в распавшейся семье часто винят себя.

Отец должен участвовать в жизни своего ребенка настолько, насколько это нужно, уверен Алексей Кортнев.

- Я много общаюсь со своими старшими сыновьями. Как только им что-то нужно, они немедленно звонят, выспрашивают, требуют встречи. Мы видимся не каждую неделю, но очень часто разговариваем по телефону. И необязательно помощь нужна им, иногда - мне. Недавно, готовя текст про современную молодежную культуру, звонил сыну Никите и внимательно расспрашивал его, чем интересуются 14-летние подростки, какую музыку слушают. Он отвечал как настоящий эксперт.

В идеале при нормальном разводе к дружбе надо стремиться и в отношениях с бывшей супругой, считает Алексей Кортнев.

- Многим хочется ограничиться отношениями добрых знакомых: "привет, привет". Но я понимаю, что в каких-то ситуациях никто не поможет моей бывшей жене так, как я, а мне так, как она. У нас с Ириной Богушевской действительно дружеские отношения. С детьми я вижусь гораздо чаще, с ней иногда не видимся месяцами и при встрече не лобызаемся страстными поцелуями, но я отношусь к Ире с огромной теплотой. И мне кажется, она ко мне тоже.

- Лично я прекрасно общаюсь с двумя своими бывшими мужьями. Наши бывшие супруги - самые близкие нам люди после родителей, детей и братьев-сестер, - рассказывает Мария Арбатова и подчеркивает, что "стойкая ненависть к бывшим супругам - это отрицание и собственных лет, прожитых в браке, и самой себя".

Клуб бывших жен и мужей

Но если все-таки развод оказался травмой, то время ее действия, по мнению психолога Ольги Маховской, год-два.

Ведущие популярной телевизионной передачи "Клуб бывших жен" решили помочь разведенным начать новую жизнь.

- Мы создали такое место, куда могла бы прийти любая женщина, - рассказывает координатор проекта, директор общественной организации "Сам плюс" Инна Березкина. - Открыли первый реальный клуб, который называется так же, как и передача, "Клуб бывших жен", по адресу: ул. 3-я Тверская-Ямская, дом 12, строение 3. Сразу после презентации к нам стали подходить женщины и предлагать свою помощь. Кто-то готов вести бесплатные психологические консультации, кто-то - бесплатные юридические, у кого-то есть идеи, как помочь женщине трудоустроиться.

По замыслу создателей "Клуб бывших жен" со временем должен превратиться в целую сеть социальных клубов в дополнение к уже созданным в столице государственным центрам в поддержку женщин.

- Как показывает практика, не только женщины, но и мужчины при разводе попадают в непростые ситуации, - делится Инна своими наблюдениями. - Они жалуются на то, что бывшие жены не дают общаться с детьми, требуют больших алиментов. И за помощью идут, как это ни парадоксально, в женские кризисные центры. И мы совсем не против помогать и мужчинам.

Компетентно

Полина Митник, адвокат по семейным делам:

- Рецепт от неприятного развода - брачный договор, который по нашему законодательству можно заключить как до свадьбы, так и во время брака, и множество соглашений - по разделу супружеского имущества, урегулирования вопроса уплаты алиментов, определения, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, или порядка общения отдельно проживающего родителя с ребенком. Грамотно составленные соглашения существенно облегчают жизнь. Я бы обратила внимание родителей на то, что в соглашении бывшие супруги могут установить любое количество времени, которое ребенок будет проводить с каждым из них. Суды же обычно оперируют такими понятиями, как выходные, через выходные, определенные праздники или каникулы.

Особое мнение

Иерей Алексей Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией матери в с. Душоново (Московская обл.):

- Почему Церковь против разводов? Потому что больше других знает о тех преимуществах и ценностях, которые привносит в жизнь человека законное супружество. Отказ от них влечет за собою оскудение и повреждение человеческой жизни. Но если развод состоялся, надо понять, что совершенное событие не преступление, а скорее болезнь. Создавшим же другую семью можно только посоветовать: не смог удержать первую, держи вторую. Отчаиваться в любом случае нельзя, надо надеяться на милость Божию, которую особенно ощущают как раз не здоровые, а больные.

Семья и дети