Сенсационную новость сообщил "Российской газете" заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Аркадий Еделев.
Борьбу с террористами в Чеченской Республике возглавит представитель ФСБ. Координацией действий милиционеров, армейцев и чекистов уже много лет занимается специальная структура - Оперативный штаб в Чеченской Республике. Последние 5 лет им руководил заместитель министра внутренних дел России Аркадий Еделев. Но сейчас ситуация в республике кардинально изменилась - режим контртеррористической операции в Чечне отменен.
Теперь главной задачей становится перекрытие террористам помощи из-за рубежа. И штаб возглавит руководитель Управления ФСБ по Чеченской Республике Александр Сулимов.
Российская газета: Аркадий Леонидович, почему милиция "передала пост" коллегам?
Аркадий Еделев: Еще в 2006 г. были изданы нормативные правовые акты, прежде всего Закон "О противодействии терроризму"N 35-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму" N 116, которыми предусмотрено возложение руководства оперативными штабами (такие есть в каждом субъекте Российской Федерации) на территориальные органы безопасности.
Если раньше в Чеченской Республике отсутствовали условия для реализации требований данных нормативных актов в полном объеме, то в настоящее время работа Оперативного штаба позволила это сделать.
Решение президента России об отмене с 16 апреля 2009 года режима контртеррористической операции, действовавшего на территории Чеченской Республики десять лет, рассматриваю как положительную оценку нашего труда.
Это показательный итог общих усилий власти, правоохранительных органов и спецслужб.
РГ: Означает ли это, что милиция уйдет?
Еделев: После передачи ФСБ России функций по руководству оперативным штабом в Чеченской Республике МВД России в тесном сотрудничестве с республиканскими органами власти продолжит работу по укреплению мира и спокойствия на чеченской земле, избавления республики от террористической угрозы и полной ликвидации бандподполья.
РГ: МВД располагает данными о количестве террористов и их пособников, орудующих в горных ущельях и "зеленке"?
Еделев: Общая численность активно действующих боевиков и их пособников составляет более 800 человек. Наличие нерешенных социально-экономических, идеологических, нравственных проблем в Северо-Кавказском регионе подталкивают население, в основном молодежь, к вступлению в ряды бандподполья. С начала 2009 г. нами выявлено более 70 человек, завербованных боевиками.
В Оперативном штабе не скрывают, что ситуация на Северном Кавказе остается сложной. Выдавленное с территории Чеченской Республики экстремистское подполье сейчас пытается перенести очаг напряженности в соседние республики.
Организуются попытки вооруженного противостояния законной власти в Ингушетии, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Насильственно насаждаются идеи религиозного экстремизма и террора. Финансовой основой террористам кроме идущих из-за рубежа средств, рэкета предпринимателей и населения служат коррупционные связи в органах местной власти.
В сентябре-октябре милиция провела целенаправленные специальные операции и, говоря милицейским языком, нейтрализовала террористические группы в Чечне, Дагестане и Кабардино-Балкарии. Эти группы готовили теракты в день проведения выборов в органы местного самоуправления 11 октября.
Сейчас в Чеченской Республике режим контртеррористической операции введен на территории Веденского, Шатойского, Итум-Калинского районов Чеченской Республики. МВД располагает информацией, что в этих районах действуют не менее 18 бандитских групп численностью до 200 боевиков.
По мнению Аркадия Еделева, террористы держатся во многом только благодаря зарубежной помощи. На состояние оперативной обстановки сохраняют влияние и реваншистские планы Грузии. По имеющейся информации, одной из задач прибывающих в эту страну иностранных инструкторов будет подготовка диверсантов для последующей заброски в Северо-Кавказский регион. Основу нынешних бандгрупп составляют преступники, вернувшиеся из мест лишения свободы, и наемники из разных стран мира, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Поэтому в штабе не только планировали спецоперации, но и проводили кропотливую работу по повышению авторитета органов власти и управления Чеченской Республики.
В общем, стратегия вполне прозрачна: наведение порядка на территории республики, ее возвращение в правовое поле России. В результате ее реализации стали поступать российские и иностранные инвестиции. Вкладывать средства в экономику региона готовы "Роснефть" и "Газпром", предприниматели из США, стран Евросоюза, Турции и Саудовской Аравии.
Появились новые рабочие места, строятся школы, больницы, спортивные и рекреационные объекты.
РГ: Как реагировал Оперативный штаб на попытки внедрения в чеченское общество идеологии экстремизма, национальной и конфессиональной нетерпимости?
Еделев: Оперативный штаб в Чеченской Республике уверенно направлял усилия правоохранительных органов, органов власти, духовенства и общественности по ликвидации НВФ, в которых в 1995 - 1999 годах состояли тысячи боевиков. Они превратили Чеченскую Республику в настоящую черную дыру терроризма, работорговли, геноцида нечеченского населения, сбыта похищенного из российских регионов автотранспорта и иных материальных ценностей, изготовления наркотиков и фальшивых денег, в которой находили убежище преступники со всей России.
Оперативным штабом налажено тесное взаимодействие с республиканской Антитеррористической комиссией, возглавляемой президентом Чеченской Республики, Героем России Кадыровым Рамзаном Ахматовичем. Эффективно функционирует выработанный механизм решения вопросов поддержания конституционного порядка и безопасности в республике в период проведения масштабных общественно-политических мероприятий. Систематизированы меры антитеррористической безопасности и защищенности объектов особой важности и жизнеобеспечения. В частности, это позволило возобновить авиасообщение с республикой, сейчас ведется работа по приданию грозненскому аэропорту статуса международного.
Увы, приходится отбиваться от всевозможных международных и так называемых "неправительственных" организаций. Они утверждают, что в Чечне, Ингушетии и Дагестане правоохранительные органы массово нарушают права человека. Например, незаконно удерживают, а то и похищают граждан.
Аркадий Еделев считает, что нельзя скрывать правду, но и нет смысла все время в чем-то оправдываться. Если сотрудник милиции совершил преступление - наказывать его надо даже строже, чем обычного человека. Но и с откровенной клеветой мириться нельзя. Лучший способ - открытость для общественности. По словам генерала, из анализа жалоб складывается следующая картина: как только тот или иной человек "уходит в лес" и присоединяется к банде, его родственники начинают обращаться в инстанции с жалобами, что-де федеральные силы его похитили, чтобы создать ему алиби на случай задержания.
Сейчас Оперативный штаб в Чечне руководит специальными силами и средствами, которые должны находить и уничтожать террористические организации. За пять лет в ходе спланированных штабом операций было уничтожено 1300 боевиков, в том числе 50 иностранных наемников. Задержано более 6000 участников незаконных вооруженных формирований. Конечно, с них можно было бы спросить со всей строгостью. Однако цель государственной политики - не сурово покарать всех подряд, а вернуть тех, кого можно, к мирной жизни. Поэтому к уголовной ответственности привлекли всего несколько сотен задержанных. Остальным вынесли административные предостережения и амнистировали.
Вообще же, амнистия стала последовательным и своевременным шагом в мирном процессе в Чечне. С 17 июля 2006 года по 15 января 2007 года явились с повинной 554 человека. Среди них - 26 человек, ранее считавшихся знаковыми фигурами среди экстремистов.
Правда, с непримиримыми главарями бандформирований говорили уже более сурово: в ходе специальных операций задержаны либо ликвидированы более 300 бандлидеров. В том числе А. Масхадов; международный террорист Ш.Басаев; Абу Хавс - эмиссар "Аль-Каиды" на Северном Кавказе и главный распорядитель финансовых средств; Абу-Дзейт, он же Тауфик-Аль-Джедани - лидер ингушского "джамаата", один из основных организаторов теракта в Беслане в 2004 году.
Тем самым высшему и среднему звену руководства террористов нанесен невосполнимый урон, а система их управления полностью дезорганизована.
В итоге количество терактов на Северном Кавказе снизилось почти в 3 раза. В том числе обстрелов стало меньше почти вдвое, подрывов - в 4,5 раза. А численность банд сократилась втрое.
"Большая война" в Чечне давно закончена. Но до 2014 года на Северном Кавказе будет сохранена Объединенная группировка войск - на всякий случай. Такое решение еще в 2006 году принял Владимир Путин.
Смысл в этом есть. Именно эта группировка, являясь высокомобильной структурой, оснащенной современным вооружением, с единой разведслужбой, с оптимальной численностью и четко отработанной системой управления, слаженностью и колоссальным боевым опытом, способна проводить разноплановые операции регионального, локального и адресного характера по предупреждению и пресечению террористических угроз на Юге России. Впрочем, не только террористических - любых угроз.
Поэтому руководством страны в интересах защиты российской государственности и приняло решение о сохранении такой силы в Северо-Кавказском регионе.