08.10.2009 00:10
Общество

Мария Городова: Можно ли жить в мире и не быть ему рабом?

Можно ли жить в мире и не быть ему рабом?
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №190 (5014)
Читать на сайте RG.RU

Успех, слава, власть - соблазнительные и очень призрачные манки нашего мира. Почему для человека так губительно безраздельно отдаваться служению им?

"Здравствуйте, Мария! Мою дочку сняли с эфира. Сняли жестоко, сняли оскорбительно, сняли подло. В тот день у Светланы должен был быть прямой эфир с мэром - "Лицом к городу", дочка обожала прямые эфиры, говорила, что это особый кайф. Веселая и раскрасневшая ся от морозца, Светланка влетела в гримерку, а там на ее месте девочка-стажерка. И гримерша, не отрываясь от работы, сообщает: "Светлана Петровна, вам замену нашли".

Светлана боялась и ждала этого почти год: зависть, интриги, подсиживание - у нас на краевом телевидении этим никого не удивишь. Но Света все свои переживания всегда оставляла за кадром. Красивая, уверенная, ироничная - даже враги называли ее королевой эфира, Мария, она была не только диктором, сама писала текст, снимала сюжеты.

Терять работу тяжело, но дело было не в деньгах. Светланку ведь не выгнали, просто "удалили из кадра", посадив на должность редактора сельхозотдела, и Светка написала заявление сама.

И пошло с тех пор у моей красавицы дочки в жизни все наперекосяк. Сутки напролет она, всегда такая энергичная, спортивная, лежит на кровати и смотрит в стенку, даже Светину дочку Ирочку я хожу забирать из школы сама - "не хочу никого видеть". И так почти полгода! Подружки первое время еще звонили, пытались ее куда-то вытащить, но Света никуда не шла, и от нее отстали. И сказать ей ничего нельзя - раздражительная стала. Я ей: "Светочка, может, замуж тебе пора?" А она: "Мне не замуж, мне в дурку самое время!" А то вот включила телевизор, чуть посмотрела и вдруг как швырнет в него пепельницей - хорошо еще ничего не побила.

Недавно вдруг вроде загорелась - решила частную школу дикторов и журналистов открыть. Я обрадовалась, хоть тосковать перестала, ожила, стала знакомым звонить, искать помещение, спонсоров. Устроила презентацию, нагнала туда журналистов, ночь перед ней не спала, волновалась. А кончилось все хуже некуда. На презентацию зашел председатель телерадиокомитета, а дочка моя возьми да и назови его при всех подонком... Боюсь я за нее, Мария, а что делать, не знаю". Кира Ивановна.

КОММЕНТАРИЙ

Здравствуйте, Кира Ивановна! Всемирная организация здравоохранения бьет в набат: уже сегодня от состояния подавленности, тревоги, неспособности радоваться жизни страдают миллионы. В ближайшие годы число пораженных этим недугом будет только расти. Депрессию назвали болезнью цивилизации.

Слава или душа?

Вот парадокс. Мир, утверждающий, что человек может все, что ему все подвластно, легко превращает внешне здоровую особь в безвольное тоскующее существо. Цивилизация, во главу угла ставящая комфорт и наслаждение, делает своего ревностного служителя неспособным эти удовольствия воспринимать. Еще один божок мира - деньги. Погнавшийся за ними рискует потерять не только их: самоубийства в разгар кризиса перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. А еще успех, слава, власть - соблазнительные и очень призрачные манки нашего мира. Почему для человека так губительно безраздельно отдаваться служению им? Чем мы расплачиваемся, когда всех себя, без остатка, устремляем на то, чтобы их достичь? Здоровьем, радостью, самим желанием жить? Душой? Интересно, а можно ли, находясь еще в пределах этого мира, не отдавать себя ему в рабство? Можно. История русской святости и народная память с благоговением хранят имена таких подвижников.

Блаженная Ксения Петербургская почиталась чудотворицей еще при жизни. Само слово "блаженная" означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради - самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это еще и отречение от своего дома, от любой собственности, вплоть до одежды, и даже от постоянных человеческих отношений, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это не все. Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума - той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие - Царствие Небесное становится центром устремления человека, а значит, все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены. Кстати, средоточие всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Но терпеливо перенося все, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов - гордыню, победить которую труднее всего.

Прочь из мира

История не сохранила подробности той части жизни Ксении, когда все шло обычно, как у всех: нам неизвестна даже точная дата ее рождения, предположительно это первая треть XVIII века. Мы знаем, что отца ее звали Григорий и что она была замужем за певчим придворного хора Андреем Феодоровичем, полковником. И это все, что известно о жизни святой до того момента, когда у двадцатишестилетней Ксении Григорьевны Петровой внезапно умер муж.

Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что муж отошел в мир иной, не успев исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно - она отвергает весь этот такой непрочный мир и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.

То, что происходило дальше, народная память сохранила во всех подробностях. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнования близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла - это понятно, отныне для мира она мертва. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные подумали, что от горя у нее помутился рассудок. Их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм, а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться странным, и родственники настояли на том, чтобы она прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом сама. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам столицы.

45 лет "безумия"

В обветшалом костюме мужа, в разодранной обуви она с удивительной стойкостью и кротостью переносила все превратности петербургского климата и жизни под открытым небом. Только раз ее видели в гневе, когда жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, что немедленно прекратили издевательства. Больше такого уже не допускали. Полиция не могла не заинтересоваться, где ночует женщина: проследив за ней, увидели, что ночи напролет в любую погоду она проводит в поле в коленопреклоненной молитве.

Блаженная отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, день гами, входя в дом, она говорила: "Вся я тут". А если что-то и брала, то только от людей праведных, причем всегда пустяк - пряник, копейку, пуговицу, которые тут же и отдавала. Люди заметили, что удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому потом это передавалось. Матери знали, что достаточно Ксении просто погладить заболевшего ребенка по головке, как тот вскоре выздоравливал. В молитве святой все это названо "сиянием благодати".

Уже при жизни принадлежавшая другому миру, она обладала и даром предвидения. Как-то горожане обратили внимание на то, что Ксения несколько дней подряд горько плачет: "Кровь, кровь, реки налились кровью, каналы кровавые!" Смысл слов стал ясен три недели спустя, когда поползли слухи о неудачном перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.

Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, "безумием мнимым безумие мира обличившая" и "град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая". Кстати, Кира Ивановна, в той же молитве святой блаженной Ксении Петербургской ее называют верной спасительницей "в бездне отчаяния погибающих".

Уважаемые читатели!

Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.

Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

Адрес электронной почты Марии Городовой:

 

 

pisma-maria@mail.ru

Религия