08.10.2009 00:21
Общество

В Перми сотрудники бизнес-структур стали школьными директорами

В Перми сотрудники коммерческих структур стали школьными директорами
Текст:  Анна Катаева (Пермь)
Российская газета - Неделя - Пермский край: №0 (5014)
Читать на сайте RG.RU

В Перми вступили в должность четыре новых руководителя образовательных учреждений, победивших в проекте "Кадровый резерв образования".

Первый раз в первый класс

Департамент образования Перми решился на кадровую революцию: впервые на должность школьных руководителей пригласили специалистов, на первый взгляд далеких от образования. В списке школьных директоров оказались гендиректор строительной фирмы, руководитель отдела автопродаж крупного автоцентра, оценщик, заместитель управляющего филиалом московского банка и другие.

Чтобы сесть в директорское кресло, надо было пройти серьезные испытания. Сначала - конкурс проектов. Потом - многочисленные психологические и управленческие тренинги, тестирования, собеседования для определения деловых и личностных качеств. Из 65 управленцев, пожелавших участвовать в проекте, только восемь человек прошли все испытания и получили сертификат.

В результате в школах № 22, 73, 123 и детском саду № 265 уже сменились директора: прежние вышли на пенсию, а на их место пришли новые руководители, молодые и энергичные. На проведение конкурса департамент образования потратил из бюджета 90 тысяч рублей. Кроме этого, для директоров планируется серия обучающих семинаров.

- Директор - это в первую очередь управленец, менеджер, хозяйственник, - считает Тамара Старикова, координатор проекта департамента образования "Кадровый резерв отрасли "Образование". - Поэтому наряду с традиционными способами поиска кандидатур для назначения на директорские должности мы решили привлекать наиболее талантливых руководителей извне. У них иной склад ума, отсутствуют стереотипы, присущие старой школе, они владеют современными технологиями управления и работы с персоналом. Конечно, мы понимаем и недостатки, которые есть у молодых руководителей не из школы: нет опыта работы с детьми, педагогического опыта. Но эти минусы мы стараемся компенсировать: участники проекта проходят обучение в корпоративном университете, на различных курсах и дистанционно. К тому же у 40 из 65 участников конкурса первое образование - именно педагогическое. А чтобы стать директором, нужно иметь высшее образование и минимум пять лет педагогической или управленческой деятельности.

Бонус из бюджета

Юрий Осокин, нынче директор школы № 73 в Закамске, до конца августа работал начальником отдела ренты одного из пермских центров недвижимости - занимался юридическим оформлением договоров пожизненного содержания одиноких пенсионеров. Но кризис, спровоцировавший обвал на рынке недвижимости, лишил коммерческую фирму клиентов и предложений, и доходы Юрия серьезно упали.

- Зашел в Интернет и увидел об объявленном департаментом образования конкурсе среди претендентов на должности школьных директоров, - говорит Юрий Осокин. - В бизнесе при удачном раскладе можно, конечно же, получить хорошие бонусы, но меня, честно говоря, привлекла стабильность бюджетной сферы.

49-летний Юрий Осокин - не новичок в образовании. У него педагогическое образование, десять лет преподавал историю и обществознание в техникуме и школе. Но мизерная зарплата педагога и необходимость кормить семью заставила его уйти в бизнес. Сегодня, когда государство обращает все больше внимания на благосостояние бюджетников и готово поощрить перспективные начинания в образовании, медицине и культуре, ситуация изменилась. И Осокин решил вернуться на педагогическую стезю.

Столкнулся с типичной проблемой всех малокомплектных школ: принцип подушевого финансирования не позволяет учебному заведению платить достойные зарплаты педагогам, поэтому среднемесячный заработок учителя - около пяти тысяч рублей. В школе примерно 10 процентов педагогов-пенсионеров, а по качественным показателям 73-я - середнячок.

Сейчас Юрий Осокин раздумывает, как привлечь в школу внебюджетное финансирование, а вместе с ним - новые педагогические кадры. Есть идея инклюзивного обучения в школе детей с ограниченными физическими возможностями. Это позволит вернуть в школу детей (сейчас их всего 241 вместо 700 в прежние годы), привлечь деньги и ввести доплаты учителям.

- Прекрасно понимаю, что будут противники этой идеи и среди педагогов, и среди родителей, но моя задача - аргументировать свою позицию и снять напряженность, - рассуждает Юрий Осокин. - При этом важно повлиять на психологию - сейчас она слишком консервативна. Надо создать команду креативных людей, стремящихся раскрыть свой потенциал и за счет этого улучшить материальное положение.

Пока же можно начать с элементарных вещей. Например, директор считает, что 30 40 процентов бюджета школы можно сэкономить только на энергоносителях.

Талант извне

- Оценку личностных и деловых качеств участников конкурса нам помогал проводить управленческий консалтинг, - говорит координатор проекта Тамара Старикова. - Мы выделили несколько основополагающих критериев, из которых исходили впоследствии при назначении конкурсантов на должность. Например, в 123 школе была очень затянутая конфликтная и сложная ситуация. На прежнего директора нам приходили постоянные жалобы от родителей и педагогов, и поэтому требовался очень энергичный, твердый человек, который смог бы снять напряжение.

Такой "железной рукой" оказался гендиректор производственной строительной компании Виталий Слободян. У него два высших образования - техническое и экономическое. Он строитель и менеджер. Семь лет его компания была подрядчиком при строительстве школ, так что об эксплуатации зданий и способах решения хозяйственных проблем знает все.

- Для меня главная задача - создать условия для педагогического коллектива, - подчеркивает Виталий Слободян, директор школы № 123. - В строительстве и в управлении я уже состоялся и хочу попробовать перевести свою энергию в другое русло. У меня у самого ребенок пошел в школу в этом году, и я хочу знать проблемы школы и уметь их решать. С трудностями подготовки школы к первому сентября, я считаю, успешно справился. Не думаю, что отсутствие педагогического образования помешает мне, ведь я обучался на нескольких семинарах.

Как полагают в департаменте образования, "кадровый резерв" - это шанс не только для менеджеров и бизнесменов, но и, скажем, для амбициозных завучей и учителей, желающих проявить себя на директорской должности. Например, новый директор школы № 22 Алла Червонных еще весной занимала должность заместителя директора. Почти 20 лет она проработала учителем иностранных языков, не раз ездила на стажировку во Францию. И уже два года руководит проектом "Создание общеобразовательного учреждения нового вида", продвигая международное образование в Перми.

- Я пошла на этот проект по двум причинам, - говорит Алла Червонных. - Во-первых, хотелось испытать свои силы, а во-вторых, посмотреть, кто более конкурентоспособен: люди с педагогическим образованием или без него.

Нельзя сказать, что проект "Кадровый резерв" с восторгом встретили все пермские педагоги. Некоторые смотрят на директоров-"первоклашек" с некоторым предубеждением и даже опаской. Так что главный экзамен у новых руководителей еще впереди. Свои оценки по итогам первой учебной четверти, полугодия, а потом и учебного года поставят директорам и педагоги, и родители, и, конечно же, дети.

Мнения

Раиса Зобычева, директор гимназии № 11:

- Я вижу в этой системе назначения директоров большой подвох. Я была за рубежом и видела, как школами управляют менеджеры. И в Вашингтоне, и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Но там руководители школ не только сильные менеджеры и пиарщики, они еще и очень опытные педагоги. У нас же, чтобы в школу хотели идти действительно талантливые люди, ее нужно достойно финансировать. В России образование стоит раз в пять, а то и в десять дешевле, чем в развитых странах. Поэтому школа переживает кризис, и он идет от непонимания всей системы управления образованием.

Если придут бывшие администраторы и менеджеры - они не увидят ни учебного процесса, ни ребенка. Минимум пять лет человек должен быть в этой среде, пережить все ее проблемы, полюбить школу, чтобы взять эту трудную ношу. Чтобы управлять школой, ее надо знать, и не только хозяйственные стороны. Ты ведь приходишь не на завод детали изготавливать. Деталь испортил - взял и выбросил в корзину. А дети - это особая, тонкая материя. Недолюбил, недосмотрел - и ребенок замкнулся.

Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми:

- Хотя первый отбор в кадровый резерв и завершился, это только начало проекта. Новый конкурс планируем начать в октябре-ноябре, хотя подать заявку на участие в нем можно уже сейчас.

Я определила главные задачи первого руководителя образовательного учреждения. Каждому из новых директоров определен наставник из числа опытных управленцев, готовых помочь и подсказать. Кроме того, на каждого разработана карта сопровождения - особый план по "выращиванию" молодых руководителей.

Хочется верить, что новые люди, которые пришли к управлению сегодня, более мобильные, открытые к запросам родителей и детей, сумеют завоевать уважение, и мы с вами будем ими гордиться. И только потом можно будет оценить саму идею привлечения в отрасль молодых и перспективных руководителей из других отраслей.

Кстати

Только за последний год из 450 школьных директоров Перми 20 вышли на пенсию. Кроме того, сейчас посты руководителей занимают почти 200 человек в возрасте от 44 до 65 лет, а 139 человек из всех руководителей уже пенсионеры. Самому молодому директору пермской школы 25 лет.

Образование Пермь Пермский край